ИЗВЕКОВ 999Юрий Извеков

Родился в селе Брянск Кабанского района Б. М. АССР 8 ноября 1951 г. Закончил Иркутский Университет по специальности филология.  Живу в городе Улан-Удэ. Работал преподавателем,  журналистом, реставратором
– «это подай, туда принеси, сюда напиши, повесь это поровнее, да так, чтобы не свалилось» да еще все время что-то фотографировал разными фотоаппаратами… кое что из… нафотографированного сохранилось, дай-ка, думаю отнесу я все это в музей и развешу по стенкам, получилась выставка, заходите, смотрите…

Поэзия Юрия в ФИНБАНЕ
Проза Юрия в ФИНБАНЕ
Картины Юрия в ФИНБАНЕ

facebook


.
426780_256179757804402_1112402797_nЮра Извеков. 1958. 1 сентября.


.

РОДИТЕЛИ

4573

БЕСПРИЗОРНИКИ

Улан-Удэ.
1998.
Это детдомовские на лето убежали.
Только вылезли из люка — я на них навел.
Они все ладошками закрылись.
Я камеру не убираю.
Немая сцена.
Наконец самый бойкий выскочил:
-На, смотри! —
Я делаю один кадр.
Он проскочил у меня под рукой.
Потом подошли:
-Дяденька, дай закурить!
-Не курю.
Предложил мелочь — не взяли.
Спросили, зачем снимал.
Сказал, что для газеты.
-Мы газет не читаем.
-Карточку дадите?
-Вам куда принести?
Задумались.
-Давайте, я вам карточку в люк закину.
Тот, который проскочил:
-Не надо, все равно не принесете.
Мы ни кому не нужны.
Отвернулись.
Заговорили о своем.
Пошли.


.
11111
ПИОНЕРКА

История этой фотографии проста: я халтурил. К концу года фотографировал в какой уже не помню школе несколько классов. Надо было изготовить несколько сот снимков. На этот я обратил внимание, когда сортировал готовую продукцию, чтобы отнести ее заказчику и получить деньги. За поверхностью листа фотобумаги я ощутил взгляд. Не какой-то особенный, не обращенный именно ко мне, но живой. Несколько раз откладывал фото, но снова и снова вытаскивал из пачки и смотрел. Произошел психический контакт. Тогда мне было не много лет, и я еще не знал, что в искусстве фотографии это главное. Уже лет пятнадцать я не расставался с камерой, десятью годами раньше получил медаль на конкурсе «Зоркий-дружба-50», но все еще казалось, что главное это композиция, освещение, тональность, счастливый, наконец случай. То есть пресловутые «законы и правила искусства». Теперь я понимаю: все это придумано для тупых и безнадежных учеников и таких же искусствоведов, чтобы как то оправдать их никчемное существование. Никаких «законов и правил» не существует. Единственное, что имеет значение это, чтобы за гладкой (или шершавой) поверхностью было еще что-то. Только это и важно. Остальное — либо деньги, либо хоть какое то оправдание затраченных усилий. Конечно, можно увидеть и другое: удивительно красивое лицо лицо, широко поставленные, чуть раскосые глаза, сочетание нордического и восточного. И губы, она их получила от природы, даром, а ведь многие кинозвезды и топ-модели платят огромные деньги и идут под нож пластического хирурга, чтобы получить хоть приблизительно такое же. Но не это главное.


.

2978

НА ФОТО

Таня Мясина, в замужестве Гусева, моя однокласница. После школы она не стала дальше учиться, а пошла работать
на ТСК ткачихой, и когда для нас студентов трешка была значительной суммой, получала 400-500 рублей.
Умерла рано, лет сорока, а может быть и до сорока не дожила, от какой-то болезни, никто из однокласников
не знает от какой.
А фото осталось.


.

4045

пошли бы и взяли ДВЕ

1982 год.
Улан-Удэ.
С Геной Гыпыловым идем вниз по улице Ленина.
Хотим выпить, но немного — время обеденное, еще работать.
Гена возмущается:
-Ну что такое, продают водку поллитрами, люди напиваются, работать не могут — это же спаивание!
То ли дело — продавали бы четушками:
-Сейчас пошли бы и взяли ДВЕ.

на фото: «Корочки Гены Гыпылова»


.
270640_122577731164606_1977787_nПост №1
С днем Пионерии! Всем, кто помнит.
Меня, правда, из пионеров выгнали за курение, использование красного галстука в качестве перочистки, похабных выкриков во время репетиции хора и много чего еще. Потом объявили, что я прощен и могу попроситься обратно, но мне уже понравилось — остался неохваченным, не побоялся угроз, что в комсомол потом не примут. В комсомол тоже вступать не стал. Сначала актив был доволен: с таким паразитом хлопот не оберешься, однако в самом конце десятого класса перед выпускными начали меня упрашивать: не порть картину — я как камень, начали угрожать, что в ВУЗ без комсомола не поступишь — я вообще уперся. Поступил на библиотечный, через год перевелся в Иркутск на филфак. Деканату комсомольская принадлежность была по барабану, комсоргам на вялые поползновения включить меня в ряды говорил, что в комсомол уже поздно — хочу в партию, но пока не созрел, этим дело и кончалось. Вопрос: «Почему ты не комсомолец?» мне задавали дважды: на госэкзамене по научному коммунизму — я ответил,что я не один, на потоке еще двое ( мне в ответ: — База роста, выходит, уже есть, ладно — четыре) и в комсомольской газете после двух лет работы меня вызвали в обком комсомола, где инструктор попросил объяснить: как это я умудрился не разу не заплатить взносы и, вообще, почему мой комсомольский билет лежит в архиве в девственном виде — вот он, смотри. Я взял его в руки, с хрустом открыл — подпись моя подделана. Поскольку мы были устоявшимися собутыльниками, в кабинете больше никого не было, а рабочий день подходил к концу дело кончилось двумя противотанковыми в «Рваных парусах.» Билет я хранил в качестве сувенира, но он куда-то задевался. Эти комсомольские деятели, как я убедился, были невообразимыми циниками и нигилистами, неплохими ребятами и девчатами, если дело не касалось их карьеры — тут уж они могли бы и на куски разорвать, и съесть с потрохами.Да что это я все о комсомоле — я же начал о пионерии. А о пионерии я сохранил самые теплые чувства особенно мне нравилось бесплатно кататься на трамваях в День пионерии — 19 мая, С чем всех бывших, настоящих и будущих пионеров сердечно поздравляю! С ДНЕМ ПИОНЕНЕРИИ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ И КАМАРАДЫ!!!


.
5521

Сломалась штучка такая

Сломалась штучка такая, забыл уже как называется, может,
и никак не называлась, чтобы картошку чистить, еще при «советах» купленная.
Жена ножиком чистить отказывается.
Пошел искать — есть для грейпфрута, есть для еще какой-то экзотики, а для картошки нет, точнее то, что предлагали как «для картошки» ни в какие ворота не лезет.
Кого не спрошу, все чистят ножом и не помнят даже, что можно чем-то еще.
Наконец нашел в магазине «Элитные ножи» за пятьсот рублей, «швейцарскую», из неплохой китайской нержавейки. Бережем, как зеницу ока.


.
9305

Гуси, мои гуси. Дом престарелых

Дом престарелых и инвалидов в Верхнем Жириме.
Еще старое здание.
Скоро будет построено новое, за углом и через дорогу, светлое, обширное и благоустроенное.
Попавшие сюда относятся к своему новому положению по разному.
Одним кажется, что вот дожил, все пропало, катиться дальше некуда.
Они переживают, замыкаются в себе.
Другим нравится: чисто, тепло, никто не попрекает, да еще и кормят.
Эти успокаиваются, ведут растительный образ жизни, становятся ленивыми и капризными.
Персоналу от тех и от других лишние хлопоты и переживания.
А вот эта бабушка не могла на месте посидеть спокойно, то полы мыть возьмется, то на кухне помогать.
А когда гусей завели, стала и кормить их, и стайку им чистить, и на улицу травку пощипать выгонять.
Гуси ее любили и слушались.
Ее так все и называли: «Бабушка с гусями», всех по именам, а ее и вспомнить, как звать не могли.
«Бабушка с гусями» и все.
В доме этом содержались не только престарелые, но и люди, может быть и не старые, но такие, что самостоятельно существовать не могли — инвалиды, одним словом.
Слева от «Бабушки с гусями» Соломонида, больная с детства на голову, а справа Степан, мужик согнутый, со слабыми ногами.
Так с трудом по стеночке и ходил.


.
261417_118959328193113_7906937_n
ДОМ ПРЕСТАРЕЛЫХ В ВЕРХНЕМ ЖЕРИМЕ
С 1997 по 2001, тогда я работал фотокорреспондентом в районной газете и еще не снимал на цвет.


.
4384Девочка с куклой

В середине 90-ых это фото появилось в «Правде Бурятии».

Башкуеву (отв. сек.) позвонила мама этой девочки:
-Вы напечатали фотографию моей дочери.
-С девочкой что-то не так?
-Да нет, с ней все нормально, ей уже двадцать семь лет.
-Может быть фото вам не нравится?
-Нет, снимок замечательный, мы его бережем.
-А в чем дело?
-Ну, как-то странно, почему снимок в газете?
-А если бы ваша дочка стала артисткой и снялась в хорошем фильме, вам бы понравилось?
-Конечно да, но она ведь не артистка..
-Ну считайте, что она была артисткой, когда снималась, поэтому и фото удалось.


. 1554

Это один из моих «непоставленных» натюрмортов.
То есть, я не собирал предметов, не расставлял их живописной группой, не устанавливал осветительных приборов.
Как то так, просто: выпив стакан портвейна бродил с фотоаппаратом по улицам.
На фотоаппарате телеобъектив, а это как хороший бинокль: можно незаметно наблюдать, что где происходит, где что лежит.
Например на балконах.
Этим я и увлекся.
Низкое вечернее августовское солнце давало прекрасное освещение, а легкие винные пары будили воображение.
Шел по улице и снимал все балконы подряд, а на балконах, где белье развешено, где шмотки из гардеробов на предмет выжаривания моли перед зимним хранением, где старушки наблюдают за ходом, уже мало их касающийся, жизни, все хотел заснять красавицу в купальнике, но таковые, если по жизни изредка и попадались, то фотика как назло не было, а когда был — больше все мрачные, задавленные жизнью курильщики — на них жаль было кадра истратить.
А на пленке тридцать шесть кадров, одну отснял, зарядил вторую — и эту почти отснял как попался такой балкон замечательный, таким хламом забит и так всего много, и все так живописно расположено, и освещение такое удачное: только снимать начал — три кадра отснял и пленка кончилась.
Можно и домой, а вот и дом родной, рядышком.
Когда пленки обработал, из всего отснятого материала интересным показался только один кадр – тот, что с захламленного балкона.
Сделал контрольный отпечаток, смотрю – все кажется знакомым: и кактусы, и чайник, закопченный на многих кострах, и узбекская глиняная свистулька — мне ее подарила Алка Цыбикова, когда вернулась из Средней Азии, и маленькая клизмочка – я сначала сдувал с ее помощью пыль с оптики, а потом смывал тлей с кактусов, и старые цветочные горшки и — в верхнем правом углу — веревки, с них свешивается спичка на ниточке, это сушились грибы, спичка их удерживала, не давала на землю упасть.
Одним словом – мой балкон, мои вещи.
Все оказалось под рукой, стоило ли, спрашивается, по улице шляться.
А стоило, выходит.
Почему бы и не прогуляться — погода хорошая, да и выпил малость, можно и с фотоаппаратом побродить.
А снимок этот, «Натюрморт с кактусами» потом фигурировал на моей первой персональной фотовыствке в далеком 1980-м.
Открылась она в ДК «Рассвет» на Авиазаводе, а потом еще висела в выставочном зале Союза художников.
Называлась она: «50 художественных фотографий», такое название я придумал из-за малоразвитого воображения и невысокого, как мне сейчас кажется, культурного уровня.
Вторую персональную фотовыставку удалось открыть в 2006-ом, в «Музее истории города» и называлась она на этот раз как-то уж шикарно: «Луч света на пустой улице ночью». Как назову следующую и будет ли она вообще загадывать не берусь. Что поделаешь, время бежит, и чего было уже не изменить, разве, что приукрасить, приврав хорошенько.

Следующая выставка все-таки состоялась и называлась «КОРОБКА СПИЧЕК».
Почему она так называлась, объясняет текст, он открывал экспозицию и висел на стене в красивой золоченой рамке.
Привожу его полностью:

КОРОБКА СПИЧЕК

Родился в таком-то году, окончил то-то и то-то, рисовал, писал стихи, фотал и так далее, так обычно начинают информацию об авторе, но в случае с Извековым можно сказать, что Извеков просто пригодился, когда появился.
Он не искал себя, как многие другие, а творчество определенного рода искало человека, который бы им занялся.
Определенный род сей ведет свои корни из доисторической дикости, которая просверлила-таки дырку в целомудренной советской эпохе и расцвела золотой раскидистой ветовью.
Извеков всегда был в этом смысле художником диким, варварским, при том что родился он в приличной, можно даже сказать, аристократической семье и в мировом искусстве рылся как в сору.
О чем его не спросишь, все знает и всех.
Искусство Извекова – искусство больших чисел, в котором индивидуальное сделать можно, но скучно и незачем, в котором сложенное случайно ценится больше придуманного.
Другие втайне мечтают о каких-то преференциях от государства, общества, читателя-зрителя, от Бога, наконец, и добиваются их, а Извекову авторство запрещено, он человек ниоткуда.
В советское время – диссидент, в путинское – имперец, Извеков лучше всего сказал о своем загадочном герое стихами:

«я хожу по земле
а живу на луне
потому что луна мне дороже и ближе
на земле я боле
ю и делаю не
то что надо а то чтоб остаться и выжить
на земле я вовне
себя я как во мгле
внешней и не могу до себя достучаться
на луне все при мне
все со мною и не
нужно мне ничего чтобы все мои части
встали все куда на-
до чтоб даже луна
ничего никуда никогда ни за что не могла передвинуть
чтобы глядя в свой це
йс я на лунном лице
как в бокале вина
видел вечно одну и все ту же одну и все ту же одну и все ту же картину».

БУЛАТ АЮШЕЕВ,
писатель, поэт, ответственный
редактор журнала БАЙКАЛ

Вышел на улицу, купил коробку папирос и коробку спичек.
Закурил, бросил спичку на землю, пошел по делам.
Закурил вторую, хотел бросить спичку, посмотрел по сторонам – рядом милиционер стоит, смотрит очень строго.
Засунул сгоревшую спичку обратно в коробку.
Купил бутылку пива, выпил, осмотрел бутылку – кроме большой этикетки у основания горлышка еще одна – очень маленькая, круглая, красного цвета и на ней только две буквы помещаются: B&J.
Отклеилась очень легко.
Бутылку в кусты выбросил, а этикеточку на коробку наклеил.
Жарко стало, пиджак пока расстегивал – пуговица оторвалась и ее в коробку.
Так шел, курил, по сторонам глазел, и под ноги смотреть не забывал и все, что ни попадалось – все в коробку: и копейку советскую еще, позеленевшую, и гвоздик гнутый, но вполне годный, и жука-навозника дохлого, но все еще красиво отливающего зеленым, и даже дешевенькую девичью серьгу с фальшивым камешком.
И столько всякого добра в коробку набралось, что как полез за очередной спичкой – а до спички то и не доберешься.
Стал пальцем спичку шарить – порвал коробку, и все на асфальт просыпалось: и спичка обгорелая, и пуговица пиджачная, и копейка позеленевшая, и гвоздик гнутый, и жук-навозник, и серьга девичья дешевенькая, и много чего еще, а сверху спички годные к употреблению, но значительно в своих рядах поредевшие.
И все это таким замечательным, таким великолепным, не побоюсь этого слова, узором расположилось – ковер персицкий да и только.
Стою и любуюсь.
Забыл обо всем, а тут милиционер подкрался и так ехидненько, что вы тут, гражданин нарушаете, мусорите, типа,
а я ему кто – я,
а он, а что – я,
а, я говорю,
а я не я – коробка спичек – вот.
Так его заговорил, что он и ответить не нашелся, покрутил пальцем у виска и ушел себе восвояси.

Поэтому выставка, которая открывается в Художественном Музее им. Сампилова 17 Мая в 7 часов пятнадцать минут так и называется:

ЮРИЙ ИЗВЕКОВ
«КОРОБКА СПИЧЕК»: Графика, фотография, живопись.


некоторые ВЫСТАВКИ:

1.Современное искусство Бурятии
Владивосток 2004
2. Искусство Бурятии
Архетипичное и актуальное
Улан-Удэ 2007
3.Таежная, озерная, степная…
выставка произведений художников Бурятии, посвященная 85-летию республики Бурятия Новосибирск 2008
4.Первый международный Салон Искусств
«Путь Единства»
Москва 2009

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1. Пятьдесят художественных фотографий
Улан-Удэ 1980
2. Луч света на пустой улице ночью
(ч\б фотография серебряно-желатиновый процесс)
Улан-Удэ 2006
3.Цветные сны
(графика)
Улан-Удэ 2007