Александр Бабушкин — Царства нябеснае
Звонки всегда вдруг. Особенно страшные. Вроде только списались — договорились встретиться на майские. И вдруг её звонок. И сразу похолодел: что-то не то, не должна она звонить… А в трубке уже навзрыд – Саша погиб, подорвался на мине.
Перед самым Новым годом сообщила, что брат ушел на СВО. Загробным голосом. Только что племянника похоронила — поэта, прозаика, сценариста. Совершенно запутавшегося в жизни. А теперь вот брат за смертью пошел. Видел я его лишь раз. В 94-ом. Всегда поражался его судьбе: воевавший во французском легионе, переживший покушение в бандитском Петербурге браток, вдруг сделал ход конем – закончил филфак и юрфак Универа и подался в адвокаты. И вот – ушел на войну.
Соседи мои. Она и брат. Встретившиеся через три десятилетия соседи по коммуналке 60-х. Мы совсем детьми были. Я их не запомнил тогда. Их семья ютилась в самой маленькой комнатке у ванной с котлом на дровах. Малышом я любил сидеть у них – их бабушка постоянно что-то мелодичное мурчала на певучем белорусском. Красивый язык. У очень дорогого и близкого мне человека, психиатра из Минского хосписа, на странице в сети давно висит стих не дающий покоя:
***
Божа, паспагадай усім, –
I магутнаму, і слабому,
I відушчаму, і сляпому,
Каб у згодзе жылося ім.
Божа, паспагадай усім, –
Каб вайной не йшоў
Брат на брата,
Каб ржавела сякера ў ката,
Каб вячэраю пахнуў дым.
Божа, паспагадай усім, –
Каб цяплелі пагляды людзкія,
Каб у старца не кралі кія,
Нічыіх не кралі радзім.
Да любові, да чысціні,
Да святла, да святога ўлоння,
Усявышні, і заўтра і сёння
Заблуканыя душы вярні!
__________________
Рыгор Барадулiн (1935 — 2014)