Марина Кудимова — ЧУДЕСНЫЙ ПОДАРОК И ПОСЛЕДСТВИЯ
Иногда, чтобы понять, как изменился мир, достаточно прочесть всего одну страницу. И я по рабочей надобности заглянула в рассказ Арсения Несмелова «Чудесный подарок», которого раньше не читала. Рассказ 1940 г. из харбинской жизни, и он прекрасен! Вот фрагмент:
«В это время Яша Савицкий, возрастом уже подходящий к сорока годам, сытно и хорошо жил в нашем Харбине. Он был женат на красивейшей женщине в городе, в коммерческом собрании он не морщась брал карту, когда банкомет дрожащим голосом провозглашал:
— Вам идет десять тысяч!
И Яша равнодушно такие деньги проигрывал или выигрывал.
Яков Ильич, одетый модно и дорого, чувствовал себя настоящим барином. Что бы ему ни говорили, он, слушая, презрительно оттопыривал нижнюю губу — был небрежен, наплевателен, и ничто не могло вывести его из величавого состояния самолюбования.
Прихлебатели восторженно называли его «нашим Нероном», иные же прочие поговаривали, что он «просто хам».
Но что бы о нем ни говорили, Яков Ильич «жил как бог», как какой-нибудь поганенький божок второго сорта из античной мифологии: самовлюбленно и самодовольно.
Но и над божествами тяготеет рука страшной Мойры…
И Яша упал, чтобы никогда больше серьезно не подняться.
Собственно, в этом падении зажиревшего мещанина был некий обобщающий момент.
Так бесповоротно могут «падать» только богачи, чье благосостояние базируется не на том, что в них самих, а на том, что и как происходит вокруг. Никакая ведь девальвация не лишит куска хлеба артиста, поэта, ремесленника, инженера, врача и пр.
Каждый труженик, конечно, будет в зависимости от окружающих условий жить хуже или лучше, но все-таки будет жить. Богач же, которому его доходы давал капитал, а не скрытые в нем самом талант или знания, сразу, почти тотчас же, превращается в нищего и почти неминуемо погибает, как только он проест свои шубы, автомобили и бриллианты».
Но… споткнулась на фразе про кусок хлеба «артиста, поэта, ремесленника, инженера, врача…». Именно большинство из перечисленных – поэт, ремесленник, инженер, врач – в нынешнюю «девальвацию» не могут прокормиться . Инженеры идут в курьеры, поэты – в копирайтеры, и это можно считать везением, врачи… Про «красные зоны» и особенности национальных выплат мы в последние месяцы начитались до одури. То есть «таланты и знания» в буквальном смысле не ставятся в грош. Артисты? Ну, разве что у артистов – некоторых – до поры все хорошо и, по их собственному признанию, «денег до…» и больше. Но и их, получается, подстерегают неприятности, связанные с инженерами, которые некстати переквалифицировались в курьеры… Да и богачи нынче немного по-другому распоряжаются непосильно нажитым, не так ли?
На фото: русский Харбин, собор святителя Николая, 1940 г.