Сергей Логвин — ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО КОРРУПЦИИ

By , in CRAZY BLOG on .


«Порядочный человек берёт взятку в одном единственном случае — когда предоставляется случай» Габриэль Лауб
.

Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое коррупция по сути и зачем она нужна? Именно нужна. Ведь не может же явление, существующее непрерывно тысячи лет во всех типах обществ и процветающее, несмотря на отчаянные усилия его искоренить, быть случайным или маргинальным?
.
«Всё действительное — разумно.» (с) В смысле, если что-то в реальности есть постоянно, то его наличие необходимо и обусловлено. Даже если вам кажется, что это не так. Вот и коррупция всё время воспроизводится, т.к. на самом деле она выполняет целый ряд необходимейших социосистемных функций.
Каких?
.
Во-первых, на макроэкономическом уровне коррупция является механизмом перераспределения общественного богатства в сторону большей равномерности. Она уменьшает коэффициент Джини, препятствует концентрации денег, размывает капитал. Известный парадокс капитализма, который ведёт к его стагнации и загниванию: деньги перетекают в сторону крупных состояний и обратно в экономику возвращаются не полностью. Это логично – возврат денег в оборот это траты капиталистов в виде зарплат наёмников, производственных издержек и собственного потребления. А потребляют богатые много меньше бедных (относительно дохода) — не будет миллиардер есть 100 тортов или покупать 200 «Лад-Калин», хотя и может. Богатые экономику тормозят. А коррупция этот баг компенсирует: учитель «Калину» на зарплату купить не мог, а после ЕГЭ пожалуйста.
.
Причем коррупционные деньги в основном текут сверху вниз, от богатых к бедным. «Робин Гуд грабил богатых, потому, что у бедных взять нечего.» (с) Таким образом, коррупция отсрочивает (а, может, и предотвращает) крах капитализма и всякого рода протестные бунты с эксцессами.
.
Во-вторых, коррупция является смазкой для работы экономики и общества в целом. Любая Система — законов, установлений, экономических институций и пр. со временем разрастается, закостеневает, становится неповоротливой, перестаёт реагировать на запросы и обстоятельства в режиме реального времени. См. законы Питера, Мерфи, Финнегана и т.п. Кроме того, общественная Система слишком крупноблочна и усреднено-формальна, чтобы верно/оптимально учитывать все аспекты реальных и жизненных обстоятельств на местах. Коррупция опять же, это компенсирует, обеспечивая притирку и баланс интересов.
.
Коррупция вызывает ненависть и гонения со стороны любых Систем, поскольку она всегда антисистемна. Коррупция энтропийна, она является проявлением хаоса, движется личным интересом и, т.о., противостоит централизации и полной зарегулированности. Она не даёт реализоваться бюрократическому/идеологическому идеалу, но она же обеспечивает изменчивость, оперативный переброс ресурсов в сторону реальных потребностей.
.
Третье и главное. На субъектном уровне (личностей, корпораций и т.п.) коррупция является эволюционно-устойчивой стратегией.
.
Она естественна и неискоренима потому, что реализует базовые социальные инстинкты, которые, в свою очередь, появились в результате миллионов лет жесткого эволюционного отбора лучших вариантов поведения особей в иерархических сообществах. А любое достаточно сложное сообщество, начиная с животной стаи и кончая цивилизацией неизбежно будет иерархическим, т.к. иначе не сможет работать.
.
Что есть коррупция по сути? Это использование своего статуса, позиции в любой упорядоченной системе/структуре (политической, экономической, социальной, государственной, информационной и пр.) для получения не обусловленных личными качествами и личными затратами труда доходов, выгод и преимуществ.
.
Коррупция есть способ (один из) реализации статусной ренты = всякого рода ништяки получаются вами не потому, что вы их заработали, а потому, что в силу своего положения вы имеете возможность распоряжаться ресурсом, созданным другими.
.
Выражения/проявления этих возможностей могут быть самыми разными — палка гаишника, корочки депутата, инсайдерская информация чиновника, знакомства и связи, аристократическое происхождение, богатый папа, «правообладание» на чужие работы, статус собственника капитала — это всё об одном. О том, как выиграть социальную конкуренцию «нерыночым» способом, без «тупого» и непредсказуемого состязания на равных с себе подобными.
.
В четвёртых, коррупция не только является стратегией личного преуспеяния, но и точно соответствует инстинктивному пониманию/ощущению справедливости. Потому что это понимание опирается на могучее “социальное доказательство”, т.е. на колоссальную повседневную статистику подтверждений: «все так делают!». В смысле не обязательно все напрямую берут взятки, но все (не только люди) без зазрения совести используют преимущества своего положения и в мыслях не держат от него отказаться.
.
США реализуют геополитический ресурс (исключительно удобное положение и географию речной транспортной системы), Катар с Норвегами жируют на газе. «Принцы» всякого рода имеют золушек-красавиц, вернее, целые гаремы золушек. Билл Гейтс имел маму нач. отдела IBМ, и это сильно повлияло на успех DOS. Плохие дизайнеры имеют очень хорошие заказы «по знакомству». Все завидуют, но считают такое положение вещей нормальным.
.
Умная сестра Михаила Прохорова на «Эхе Москвы» очень красиво рассуждала о законности, демократии, свободе, креативности, эгалитаризме. Но когда слушатель в прямом эфире попросил её так же завлекательно и аргументировано рассказать о первоначальном накоплении капитала её братом, то она замялась и выдала сентенцию, что мол, время было такое. Братец морально готовился смолоду, ещё в студенческие времена организовал кооператив. А потом оказался в нужное время в нужном месте.
.
ОК. М. Прохоров имеет «Норильский никель», построенный отнюдь не его трудами. А гаишник имеет палку. Логически и психологически они равны — оба пользуются ресурсом положения в личных целях. Почему же с точки зрения закона и официальной морали одному можно, а другому — нельзя? Вот подсознание гаишнику (врачу, учителю) и говорит: можно! Для него, подсознания, миллионы реальных примеров гораздо значимее любых деклараций и писаных правил. А сознание подтверждает: объективно ты ни чем не хуже (а часто даже лучше — умнее, опытней, талантливей) всякого рода «прохоровых».
.
Пресловутая «социальная справедливость» — всего лишь примерное, статистическое соответствие между «вкладом в общий котёл»/способностями и статусом/дивидендами. Она, справедливость, задаётся древним инстинктом, регулировавшим жизнь ещё во времена «первобытного коммунизма». И люди никогда не смирятся с когнитивным диссонансом, возникающим, если «справедливость» сильно/систематически нарушается.
.
Они этот диссонанс начинают устранять явочным порядком. Иногда, если накопится, революцией. А чаще по мелочи, монетизируя имеющийся «актив» и перераспределяя ВВП в свою пользу как могут.
.
Хотите полностью искоренить коррупцию? Любой ценой? Серьёзно?! И проституцию тоже?!! О последствиях хорошо подумали? Коррупция — явление. Массовое. А с явлениями природы не шутят. Прежде чем их ликвидировать, стоит разобраться почему и зачем они происходят. И явным образом сформулировать ответы на вопросы:
— какие необходимые и достаточные условия должны быть обеспечены в обществе для уменьшения/невоспроизведения явления?
— чем, какими механизмами, вы собираетесь компенсировать ту социосистемную функцию, которую данное явление выполняет?
.
А то ведь «Хотели как лучше, а получилось как всегда» (с) и «А камень тот был — краеугольный!» (с)

2016

цинк


От Редакции ФИНБАНА
Сергей, по сути, проговаривает идеи Симона Кордонского

ПРО КОРРУПЦИЮ

 

— Это очень интересная процедура, которую называют коррупцией, но которая коррупцией не является. Дело в том, что сословия у нас по закону не иерархизированы. Непонятно, кто главнее: правоохранители или гражданские госслужащие, например. А форма иерархизации — это выплата сословной ренты. В результате выстраивается иерархия: какие сословия каким платят и как берут. Еще недавно прокурорские имели очень высокий статус, все им платили. А сейчас их опустили. Почему гаишнику платят? Не потому, что водитель что-то там нарушил. А потому, что, выплачивая кэш гаишнику, вы демонстрируете подчиненное положение сословия автовладельцев сословию людей с полосатой палочкой. Без разговоров же обычно платят.
Сейчас в отношениях между водителями и членами властных сословий бунт, и это тоже феномен сословных отношений: так называемые «синие ведерки» бунтуют против тех, кому они вынуждены платить, и против тех, кто обладает особыми сословными правами на передвижение — номерами и мигалками.
— Так почему все-таки эта коррупция не является коррупцией?
— Коррупцией называются отношения в классовом обществе. А у нас другие отношения, межсословные. Сословная рента — это клей, связывающий разные сословия в целостность: у них же другой связки нет, кроме взаимного обмена рентой. Это не всегда делается неформально. К примеру, есть процедура лицензирования. Вот пишет программист программу. Написал — чтобы ее продать, он должен ее залицензировать в фирме, ассоциированной с ФСБ. Стоимость лицензирования иногда выше стоимости самой программы. Это тоже форма сбора сословной ренты. Процедуры лицензирования, аккредитации, разрешения, согласования… За все же нужно платить.
Сейчас в том, что называется коррупцией, происходят очень интересные процессы. Посмотрите, на обычном рынке регулятором является ставка банковского процента, цена денег. А у нас ресурсную систему регулирует норма отката. Ведь если за деньги надо платить, то надо платить и за ресурсы, то есть откатывать их часть в пользу того, кто ресурсы распределяет. Норма отката — аналог банковского процента в ресурсной экономике. Не будет отката — система не будет крутиться. А норма отката регулируется репрессиями против тех, кто берет не по чину. Все это прекрасно осознают. Но проблема в том, что, в отличие от ставки банковского процента, сейчас у этих репрессий нет «единого эмиссионного центра». Поэтому норма отката растет, а экономика стагнирует. Правило сословной системы — бери по чину. А сейчас очень многие не по чину берут.
— Так нужно бороться с такой коррупцией?
— Это очень опасно! Это же не коррупция, это форма связи социальной системы. Чрезвычайно опасно! Помните узбекское дело 86–87-го годов? Начали, как сейчас, бороться с коррупцией — с тех пор там война идет: Гдляны-Ивановы всякие сломали социальную структуру, начался бардак, который длится до сих пор.

ссылка кликабельна

Симон Кордонский — КАК УСТРОЕНА РОССИЯ

Recommended articles