Нина Малышева

By , in art crafts on .

Малышева
Нина Александровна
1914-1983

Советский скульптор-фарфорист, керамист.
Член Союза художников СССР.

Родиной для одного из ведущих скульпторов Дулевского фарфорового завода советского периода стал г. Орел, где Нина Александровна родилась в 1914 году. Уже с самого детства начала проявляться ее творческая натура и любовь к рисованию. Подростковые и последующие годы проходили в Москве, куда родители переехали в 1925 году. После семилетней школы настало время получать профессию. В Фабрично-заводском училище Малышева освоила токарное мастерство по металлу. Но все же, будучи творческой натурой, в 1933 году она поступила в Художественное училище имени 1905 года, где училась у таких художников-педагогов как С. И. Фролов, И. Ф. Рахманов, Н. П. Крымов. Светочем художественного творчества для Малышевой стал А. А. Дейнека и его произведения.

В первые годы своей трудовой деятельности Нина Александровна работала в Доме художественного воспитания детей, какое-то время работала школьным преподавателем. С началом Великой отечественной войны жизнь наших соотечественников развернулась на 180 градусов, и Нина Александровна на стала исключением. Вместе с частью населения она была эвакуирована в Казахстанский город Кустанай. В это же время в эвакуации в Узбекском Самарканде находился Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ). Малышева принимает решение поступить в это учебное заведение и отправляет свои документы. Так начался период получения высшего профессионального образования и профессии, которой Нина Александровна посвятила всю свою жизнь.

За то студенческое время, которое Малышева провела в Средней Азии, она прониклась духом, культурой и традициями народов этих мест, что впоследствии нашло отражение в некоторых работах скульптора. По возвращению института из эвакуации в Москву осенью 1943 года, Малышева приняла решение о переводе на факультет декоративной скульптуры, где занятия скульптурой ей преподавали Н. Зелинская и Е. Белашова. Практически сразу по окончанию института в 1947 году, у Нины Александровны начался трудовой путь на Дулевском фарфоровом заводе.

За годы работы на Дулевском предприятии Малышевой было создано множество интересных и по-своему уникальных работ в малой пластике. Это статуэтки «Маникюр» («Сплетницы»), «Телефонный разговор», «Заблудились», «Прогулка», «Песня дружбы», «Это стало нашей традицией». В отдельную серию можно выделить произведения на тему танцев и классического балета: «Лезгинка», «Белорусский танец», «Танцующая узбечка», «Узбек с бубном», «Танцующие таджики», «Юная балерина», «Русская кадриль» и другие. В своих работах Нина Александровна особо прорабатывала детали персонажей — лица, прически, элементы одежды, создавая тем самым фарфоровые, зачастую многофигурные «зарисовки с натуры».

Участвовала во всесоюзных, региональных, городских и международных выставках (Всесоюзная художественная выставка, Москва, 1949; Выставка советского искусства, Хельсинки, 1950; Республиканская выставка произведений народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР, Москва, 1952 и др.) Персональная выставка – 1982 г. (Москва). Произведения Н. А. Малышевой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном музее керамики Кусково, Музее Государственного Дулевского фарфорового завода, Тверской областной картинной галерее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Луганском областном художественном музее.



Григоров Амирам

Как-то я уже писал об этом явлении — о советской малой пластике. Конечно, львиная доля этих работ — откровенный кич. Но отнюдь не все. Собственно уровень статуэток неуклонно падал всё позднее советское время, пока не достиг абсолютного дна — кто видел олимпийских мишек, коньков-горбуньков и девушек в кокошниках 80-х — тот знает, о чём речь.
Но я сейчас о Нине Малышевой. Нина Александровна Малышева была главным художником старейшего и славнейшего русского фарфорового завода в Дулёво с 1946 года. А вышло это так — молодую художницу родом из Орла, которая была фрезеровщицей и комсомолкой, двинули по рабочей линии — так было принято в сталинское время. Назначили и не ошиблись. Дулёвские фигурки стали символами эпохи, одними из.
Малышева лишена звериной серьёзности — у неё чувствуется и мягкий юмор, и лёгкий шарж, но никогда нет злой бездарной карикатуры, что поневоле выходила у некоторых бесталанных форфористов.
Малышева — мастер многофигурных композиций, пожалуй, мало кому они удавались лучше.

 

Recommended articles