Михаил Эйдельсон — ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

By , in дело тёмное on .

От Редакции ФИНБАНА
вместо предисловия

Иван Максимов — Провинциальная школа (1992)

Главным источником проблем образования является всеобъемлющее, глобальное изменение информационной среды. На этом фоне, сравнительная деградация уровня образования по сравнению с советской школой — не так важна.
Еще 30 лет назад мы жили в условиях информационного голода. Относительного голода, поскольку в сравнении с 40-50 гг., ТВ, видео и поп-культура произвели информационный бум, о чем даже известный рокер спел в своем Too Much Information.

Однако, по сравнению с нынешним переполнением информационного буфера это был, безусловно — голод. Сосуд знания в каждом из нас был пуст хотя бы наполовину, мы с интересом и жаждой стремились к неизведанному, хотели постичь, узнать все и обо всем. Школа, среднее специальное и высшее образование отвечали этим запросам, поскольку — созданные в условиях еще большего дефицита информации, они были нацелены дать общие знания во всех областях, сформировать образованного всесторонне развитого человека-творца, как тогда говорили.

Вернемся к нынешней ситуации. Мы стали свидетелями цифрового цунами, информационного потопа, которые захлестывают все пять чувств детей буквально с рождения, занимая их внимание и заполняя сосуд знания в каждом из них доверху первой попавшейся чепухой. В результате, ребенок, даже добросовестный и прилежный — с большим трудом и негативом получает знания и навыки в школе, которые (как выясняется позже) — ему и не особенно нужны. Его информационный буфер переполнен, природного стимула к получению, усвоению знаний и запоминанию информации нет.

Кроме того, ценность кругозора и эрудированности снижена до нуля, поскольку назвав ключевое слово можно мгновенно получить любую информацию по любому вопросу. Современная система образования учит аналитическим навыкам только на основе усвоенной учениками информации. Соответственно, если усвоение плохое, то и аналитические способности не развиваются. Полный тупик.
В итоге, даже прошедшие эти испытания тщетой, и приступившие к получению специальности, осваивают ее спустя рукава, подглядывая статусы в Инстаграме. Как следствие — общий уровень подготовки специалистов непрерывно снижается. Уровень культуры и образованности — снижается. В период, когда даже самые замшелые организации уходят от бюрократии, переходят к плоской структуре управления, школа погрязла в бумажках, боссинге и формализме, орошаемыми более чем скудным жалованием учителей.

Попытка ограничить поток внешней информации, чтобы у детей вновь возник интерес к школьным знаниям, которая предпринята в частных школах, приводит к появлению хорошо образованных, эрудированных выпускников, совершенно впрочем беспомощных в современной цифровой и информационной среде. Я общался с 2-3 такими людьми. После выпуска из школы — жесткая ломка, синдром рассеянного внимания, как минимум — на выходе. Ну, и если мама с папой не подготовили мягкого посадочного места, карьеру таким людям сделать невозможно, невзирая на их ботаническую эрудированность и нафталиновый багаж (скорее пыльный архив) знаний.

Вывод: современная система образования не соответствует даже самым простым вызовам времени.

Она просто впустую жрет время наших детей. Дети не получают необходимых знаний и навыков, столь востребованных в новой реальности, в условиях цифрового, информационного и сенсорного цунами.

Собственно, процедура обучения, исчерпывающая отчетность и научение детей сдавать тесты (ЕГЭ и иже с ним) являются целями современного образования. Актуальные знания и навыки даже не на втором, а на десятом месте.

Что же актуально в новых условиях? Я вижу так:

1. Управление вниманием. С малых лет ребенка следует учить фокусированию внимания, концентрации, релаксации и медитации. Это позволит ребенку экономить энергию и фильтровать чудовищный поток информации, который на него обрушивается, научит выковыривать алмазы из навоза.

2. Обработка информации. Как информацию превратить в данные, которые помогают решать конкретную задачу

3. Аналитические навыки. Как разобрать данные, согласно первоначальной гипотезе, получить антитезис, и сделать вывод на основании проведенной работы

4. Как на основании сделанного вывода поставить цель и задачи

5. Как достигать цели и выполнять задачи, не отвлекаясь на помехи

6. Учить работать руками. Работать по пластилину, глине, картону, ткани, дереву и металлу. Развивать моторику. В отсутствие чтения это равноценно развивает мозг.

7. Поощрять творчество

8. Поощрять исследования и профессиональное развитие в выбранном направлении деятельности, давая персональных или групповых (группы по 4-5 человек) наставников-профессионалов

9. Общеобразовательный минимум предоставить осваивать самостоятельно с помощью навыков 1-5, просмотра материалов в сети и собеседований с учителями и наставниками.

10. ЕГЭ и все начетнические тесты отменить. Заменить их устно-письменными экзаменами с обязательным экспертным собеседованием.

11. Женщины не должны передавать знания детям старше 9 лет. Мальчик подсознательно не рассматривает женщину в качестве авторитета и будет противиться ей для утверждения своей мужской натуры. Девочке женщина-преподаватель будет прививать чувство собственной неполноценности и неуверенности, поскольку она постоянно сравнивает себя с другими женщинами.

12. Мальчики и девочки абсолютно по-разному усваивают знания и умения. Поэтому обучение следует проводить раздельно.

Примечание: рассмотрев образование с точки зрения только получения знаний и навыков, я намеренно пока не затронул его воспитательный аспект. Здесь тоже есть что обсудить. Предлагаю сделать это отдельно.

Михаил Эйдельсон

Иллюстрация: кадр из мультфильма Ивана Максимова — Провинциальная школа (1992)

Recommended articles