Маша Ивашинцова — «Никто не знает, что такое безумие…»

By , in rus-photo on .

автопортрет. Ленинград, 1976

 

Маша Ивашинцова
1942 — 2000
Советский и русский фотограф и театральный критик, получившая мировую известность через 18 лет после смерти. Была замужем за лингвистом Мелваром Мелкумяном. В разные годы Машу связывали отношения с поэтом Виктором Кривулиным и фотографом Борисом Смеловым. Не имея из-за депрессии работы, в течение десяти лет находилась в психиатрической лечебнице.

Сайт, который запустила дочь Маши после её смерти.
https://mashaivashintsova.com/

wiki


Маша Ивашинцова с Борисом Смеловым. Ленинград, 1974


После знакомства с фотографом Борисом Смеловым в 1974 году всерьёз увлеклась фотографией. Фотографировала на Leica IIIa, подаренной Борисом. Создала галерею непарадных портретов многих поэтов, художников, театральных деятелей и учёных Ленинграда и Москвы 70-90-х годов (Виктор Кривулин, Арсений Тарковский, Самуил Лурье, Борис Смелов, Гурам Тугуши, Мелвар Мелкумян, Анатолий Эфрос, Ольга Яковлева, Мария Раубе-Горчилина и др.). Объектами её фотографий также становились дети, старики, животные, уличные сцены, детские площадки, заброшенные дома и крыши, парки и улицы.

С 1970 по 1986 год работала внештатным корреспондентом журнала «Театр» (публиковалась под фамилией М.Мелкумян). Работала осветителем в ТЮЗе, лифтёром, гардеробщицей. С 1981 по 1991 с разной периодичностью пребывания была пациентом психиатрической больницы № 6 на Обводном канале.

Была замужем за лингвистом Мелваром Мелкумяном. Дочь Ася Мелкумян.

13 июля 2000 года умерла от рака желудка в Санкт-Петербурге.

Мелкумян с дочерью Асей. Эта фотография была сделана в 1976 году.
К тому моменту брак Ивашинцовой распался.
Ася переехала в Москву с отцом. Маша осталась в Ленинграде.


‘Russian Vivian Maier’


Ася Ивашинцова-Мелкумян всегда знала, что её мать фотографирует, но до недавнего времени даже не подозревала, как глубока была эта страсть. Когда Маша Ивашинцова умерла в 2000 году, после неё остались коробки разных вещей, лежавшие в неприкосновенности до конца 2017 года. Только после этого Ася обнаружила на чердаке более 30 000 негативов и непроявленные плёнки, а также личные дневники, – всё связанное с бурными подробностями жизни её матери.

Маша, родившаяся в 1942 году, использовала фотографию как виртуальный дневник своей жизни, начав снимать примерно с 18 лет и перестав делать это примерно за год до смерти. Маша взрослела в СССР, и её жизнь была глубоко включена в Ленинградское андерграундное поэтическое, а также фотографическое движение, и тесно переплелась с жизнью трёх гениев того времени – фотографа Бориса Смелова, поэта Виктора Кривулина и лингвиста Мелвара Мелкумяна. Мелкумян – отец Аси, хотя семья распалась, когда она была маленькой. Она осталась в Москве с отцом и время от времени навещала мать.

Маша, во многом подобно Вивиан Майер, скрывала свой талант фотографа от мира, никогда не показывала свои работы и не считала себя самостоятельным художником. Как пишет Ася, «Её любовь к этим трём мужчинам, предельно разным, определяла её жизнь, полностью заполняла её, но и разрывала на части. Она считала, что бледнеет на их фоне, и при жизни никому не показывала свои фотоработы, дневники и стихи».

Как нередко случалось с инакомыслящими при коммунизме в 1970-80-х, Маша была насильно помещена в психиатрическую больницу, для приведения её взглядов в гармонию с «генеральной линией» советской философии. Работая всю жизнь театральным критиком, библиотекаршей, гардеробщицей, инженером-конструктором, лифтёршей и охранницей, она вынужденно была хамелеоном, всегда скрывавшим внутреннюю сущность художника. Только в дневниках и фотографиях она показывала себя настоящую.

Ася Ивашинцова-Мелкумян запустила сайт, посвященный истории жизни ее матери. Летом 2018 года пройдёт выставка в Вене.

https://mashaivashintsova.com/


Работы Маши

 

 

 

 

 

 

Фотография прикованной обезьяны, которая смотрит в мир за окном, была сделана за три года до того, как Ивашинцову отправили в психбольницу. Ее дочь пишет: «Иногда мне кажется, что в этом снимке я вижу предостережение, своего рода предчувствие…»

Разрушенная статуя Сталина в Ленинграде.

Портрет мужа, Мелвара Мелкумяна, лингвиста из Армении, 1983 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Recommended articles