Марина Кудимова — НА КОЙ?!
Отец подруги моей юности Василий Степаныч – фронтовик, мужик тяжелый, сложный, но справедливый и неглупый — работал в совхозе и дома тянул все хозяйство. Подруга, прожившая несколько лет на бывшей финской территории, была болезненно чистоплотна и, приезжая в гости, просила отца переодеться к столу. Степаныч неизменно отвечал вопросом: «На кой?» Этот вопрос – народный противовес двум интеллигентским: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Рубаха и порты на нем были, как сказал бы Зощенко, «неинтересные». По субботам Степаныч, как положено, топил баню, мылся и переодевался, но всю неделю ходил в затрапезе. Я думала, что он сопротивляется из чистого упрямства. Но потом поняла, что таким образом он бережет скудный гардероб, артрозные руки своей старухи и убывающее время собственного дожития. К неизменному «накою» Степаныч добавлял: «Все одно в назьме ковыряться». А однажды присовокупил и эсхатологическое: «Помру – переоденут». И уж тут его немногословная правота окончательно воссияла над нашими городскими ухищрениями.
Стремление в Европу почти у всех обусловлено тягой вовсе не к «священным камням», как у Гоголя и Достоевского, а к бытовому комфорту. Комфорт – такая штука, которую тебе обеспечивают другие. Каждый ощущает себя тем более важным и значительным, чем больше за него делают другие. В Европе и в России – это «понаехи», мигранты, перекати-поля. Они берут у нас деньги, одинаково презирая и нас, и европейцев за то, что почти всю их работу мы могли бы – и должны – выполнять сами, и рано или поздно отомстят нам за то, что мы презираем учение К. Маркса.
Русский крестьянин – вечный, в отличие от европейского фермера, заложник «двух экономик» (В. Башлачев), никогда не работавший только на себя, соизмерял комфорт с вложенным трудом и плевал на него, избегая лишних трудозатрат, как сердечник избегает лишних движений. Вот вам и «на кой?»
На фото – памятник тамбовскому мужику, попирающему плугом пулеметную ленту и политические лозунги. Он стоит на клочке своей земли и смотрит в небо. Скульптор — Виктор Остиков.