Максим Соколов — Комсомолец при бюджетах
30 апреля по итогам берлинского объединительного съезда отечественной оппозиции было принято воззвание, сообщающее: «В этот трагический час мы заявляем о своих стратегических целях — прекращении агрессии против Украины и создании свободной, правовой, федеративной России… Мы видим Россию страной, в которой гарантируются права и свободы личности», etc. Всё как всегда.
На уровне юрлиц воззвание подписали: Испанская ассоциация свободных русских, движение «Пламя Свободы», «Краков за свободную Россию», политическое движение «Голос разума», Свободная Россия земли Северный Рейн — Вестфалия, etc. На уровне физлиц — непременные М.А. Гельман*, Л.Я. Гозман**, А.Н. Илларионов, etc. Тоже всё как всегда.
«Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как объединяются демократы. Не нами заведено, не нами кончится.»
Конечно, перемирие оказалось делом непростым. Одни видные борцы не сочли нужным участвовать, отчего представительность собрания была так себе, других видных борцов вроде киевского главы Русской освободительной армии И.В. Пономарёва*** устроители пытались выставить вон, но, будучи человеком настырным, он как-то исхитрился поставить свою подпись. Впрочем, такими сложностями тоже никого не удивишь.
Интересным в съезде под Вальпургиеву ночь было разве то, что, согласно оппозиционным (никак не кремлёвским) источникам, организацию и финансирование взял на себя частный инвестор М.Б. Ходорковский****. Тоже, казалось бы, дело привычное. Начиная с 2014 года он забыл своё обещание не заниматься политикой и только ею занимается. Съезды, создание всё новых организаций и СМИ — и почти всюду мелькает его фигура.
Собственно, почему бы и нет. Бывший глава ЮКОСа мстителен, что твой граф Монте-Кристо, желает вершить свой суд над обидчиками, а к тому же вокруг него кормится множество деятельного народа. Это может нравиться или не нравиться, но ничего удивительного тут нет.
Однако Эдмон Дантес, он же граф Монте-Кристо, — это мечта, фантом. На практике страшный богач («Что не подвластно мне? как некий демон отселе миром править я могу») встречается редко, если вообще встречается. Богатство ещё не всё решает, в том числе и в вопросе финансирования политики. Безусловно, для политики, как и для войны, надобны три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги. Это условие необходимое, но совсем не достаточное. Нужно ещё много чего. Иначе все деньги уйдут впустую, чему в истории мы тьму примеров сыщем.
«Притом что есть ещё одна трудность. А кто, собственно, сказал что М.Б. Ходорковский сегодня — тот самый страшный богач, которому всё подвластно (хотя бы теоретически)?»
Действительно, на пике карьеры, то есть где-то в 2000—2003 годах, его состояние равнялось $7 млрд, а иные говорили, что даже и $18 млрд. В любом случае это круглая сумма, могущая вселить в её обладателя мысль, что он всесилен. Как, собственно, и произошло с Ходорковским. Это же ему в 2003 году принадлежала фраза, что никто не посмеет его арестовать, а если такой неосмотрительный всё же найдётся, то через час на Красной площади высадится десант морской пехоты США. Как известно, не высадился.
После ареста деньги стали таять. И по причине действий российской власти, и не менее — если не более — по причине утраты контроля над соратниками и сотрудниками, которые стали тащить что можно. То, что М.Б. Ходорковский доселе не встречается и не разговаривает с былым другом и партнёром Л.Б. Невзлиным, объясняется и этим. Дружба дружбой, а деньги врозь. Опять же доходов не стало, а расходы были довольно велики: команда адвокатов, смотревших на узника как на дойную корову, литературные негры, обеспечение на зоне хороших бытовых условий, вкусной и здоровой пищи.
В итоге в начале 2020-х годов от миллиардов осталось лишь $600 млн. А в списке российских богачей (хотя давно уже жил в Лондоне) он занимал 197-е место: между женой калийщика Рыболовлева, замучившей его алиментами, и эксцентрическим лондонцем Адоньевым, которого вытряс постановщик «Ландау» Хржановский.
Если уйти в частную жизнь, и полмиллиарда совсем неплохо. Правда, британское правительство может взять за вымя (скорбная судьба Авена и Фридмана), но если не возьмёт, то остаток жизни можно провести безбедно.
Но о наполеоновских мечтаниях следует забыть. Сидеть тихо, никуда не лезть и жить на ренту.
Если же мечтания не дают покоя, тогда примером может стать скорбная судьба Б.А. Березовского — к моменту своей смерти в 2013 году он был совсем разорён. Ресурс добывания денег кончился, его стали щипать все, кто мог, а разные политические схемы пожирали остаток средств. Похоже, этим путём двинулся и Ходорковский. Страшный богач не закладывает швейцарскому банку свою усадьбу Best Beech Place в предместьях Лондона за £6 млн.
«Но есть средство и в скудном изгнании. Кто сказал, что М.Б. Ходорковский финансирует оппозицию из своего кармана, как это делал злополучный Борис Абрамович?»
Гипотетически есть и другой способ: выступать в роли прокладки. Деньги на посиделки вроде берлинских, на всякие «МБХ медиа» и пр. даёт некий фонд, получающий, в свою очередь, средства Госдепа или прямо ЦРУ. А получатель денег только надувает щёки.
Эта схема удобна во всех отношениях. Кормящиеся с руки Ходорковского оппозиционеры знать не знают (или делают вид, что не знают) о первоисточнике средств. Открыто кормиться из рук ЦРУ не всегда бывает прилично. Американские меценаты тоже как бы ни при чём. Они могут говорить о силе российских гражданских активистов. Говорить о силе собственных наёмных работников было бы менее величаво. Ходорковский выступает как всего живитель и виновник, а не как клерк, расписывающий бюджеты.
Несколько страдает только американский налогоплательщик, но ситуация с долгом США такова, что сгорел сарай — гори и хата. Тем более что траты на российскую оппозицию в общей расходной росписи довольно смехотворны. Один Зеленский сжирает на порядки больше. И если всем нравится такой маскарад — почему бы и нет?
Комсомольцы не только беспокойные сердца, но и народ чрезвычайно ушлый. Ненадёжный, конечно, но это уже не наша забота.
* СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 30.12.2021.
** Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 06.05.2022.
*** Включён в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России от 21.10.2022.
**** Включён в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России от 20.05.2022.