Йо! Хаазен — Как бельгийский корифей колокольного звона влюбился в Петербург
Йозеф Виллем Хаазен (род. 24 декабря 1944 года, Антверпен) — бельгийский карильонист, директор Королевской школы карильона им. Жефа Денейна. Один из крупнейших карильонистов современности, композитор и виртуоз.
Принц в башне. Зачем бельгийский музыкант стал петербургским
Чтобы дать концерт под куполом Петропавловского собора, всемирно известный 80-летний карильонист Йозеф Хаазен понимается на 200 ступеней и оказывается внутри удивительного инструмента — карильона. Он играет для себя, для своих учеников и для своего Петербурга. Каким видит наш город бельгийский музыкант и как он стал для него родным, Хаазен рассказал в проекте «(От)Личный Петербург».
«Самое сильное впечатление на меня произвел вид на город с Кронверкского моста. Я шел в Петропавловскую крепость, остановился и замер в этом открытом пространстве. Шпиль Адмиралтейства, Исаакиевский собор, Ростральные колонны, Биржа. Низкое небо отражается в Неве. Нигде в мире нет такого единения удивительной красоты архитектуры, искусства и природы на огромных просторах», — вспоминает Йозеф Хаазен.
В Петропавловскую крепость он шел в начале 1990-х к Наталье Дементьевой, она была директором музея. К тому моменту он принял решение — создавать новый карильон в Петропавловском соборе. Для мастера, участвовавшего в создании карильонов по всему миру, важно было вернуть музыку колоколов в город с 300-летней карильонной традицией, заложенной Петром I.
«На встрече с руководством музея я сказал, что буду помогать воссоздавать карильон. Присутствующие посмотрели на меня скептически, подумали — фантазер», — рассказывает Хаазен. Но когда я вернулся в Бельгию, начал искать спонсоров: муниципалитеты, университеты, школы, предприятия собирали деньги. Правительство Бельгии тоже заинтересовалось этим проектом. Через два года я вернулся в крепость и показал план восстановления карильона. Презентацию проекта Хаазен проводил вместе с вице-президентом и представителями консульства Бельгии. Недоверия как не бывало.
Йозеф Виллем Хаазен с 1968 по 1981 год — городской карильонист Антверпена, с 1981 по 2010 год — городской карильонист Мехелена и директор Королевской школы карильона «Джеф Денин» (Бельгия). Хаазен организовал сбор средств, создание и установку (2001 год) нового карильона в соборе Святых Петра и Павла (Петропавловская крепость). С 2006 года ведущий карильонист мира, композитор и виртуоз работает на факультете искусств СПбГУ. Сейчас он почетный директор Королевской школы карильона имени Жефа Денейна в Бельгии и профессор Санкт-Петербургского государственного университета, преподает на кафедре органа, клавесина и карильона. И дает концерты на петербургском карильоне.
Как Хаазен попал в Россию
Когда Йозеф Хаазен стал директором Королевской школы карильона, в наследство от предшественников достались дружеские связи с русскими. Он регулярно принимал туристов, дипломатов, делегации научных работников, музыкантов из Советского Союза. Захотелось общаться без переводчика. Купил самоучитель русского языка и занимался сам.
«Мне нравилось общаться с русскими гостями, нравился их юмор. К нам как-то приехали в гости инженеры из Свердловска. В подарок привезли пластинки, матрешки и пачку сигарет. А я как раз выучил фразу «курить вредно». Блеснул знанием русского, они удивились. Их ответ я не понял, честно говоря, но все засмеялись. Перевод шутки был такой: «Мы это дарим только врагам».
Много русских, живших в Бельгии, приходили слушать его музыку в Мехелене. Как-то в башню, когда он играл, поднялась семья с 6-летней девочкой. Слушали музыку, восхищались. «Минут через 10 после того, как они ушли, я почувствовал, что кто-то стоит рядом. Обернулся — девочка. Сбежала от родителей и вернулась, стоит одухотворенная, слушает, затаив дыхание. Спрашиваю: «Мама и папа знают, где ты?». Не знают, говорит: «Хотела еще послушать и посмотреть на карильон». Очень тронуло ее восторженное восприятие музыки, — вспоминает Хаазен. — Родители быстро ее нашли. А с Катей мы много лет общались, она уже взрослая женщина, остается поклонницей карильона».
Йо Хаазен впервые приехал в Советский Союз в 1986 году — купил путевку «Интуристе». Строгие гиды контролировали — «туда не ходи, сюда не смотри». Надо было следить за словами, как-то за ужином во время разговора почувствовал, как один из членов группы толкает ногой под столом: «Осторожно, контроль». Но в начале 1990-х приехал в Петербург снова. Все-таки под надзором не удалось насладиться великолепием города. А хотелось.
«В Эрмитаже я увидел студентку, стоявшую на коленях перед картиной. Меня поразило такое преклонение перед искусством. Хотел заговорить с ней, но побоялся — язык знаю плохо, барьер казался непреодолимым, — рассказывает Йо Хаазен. — Ушел. Но эта коленопреклоненная девушка стояла перед глазами. Заставил себя вернуться. Уже в другом зале нашел ее и протянул свою визитку. Мне хотелось с ней поговорить, может быть, подружиться. Меня всегда притягивала славянская душа»». Через два года Хаазен получил от нее письмо. Потом долго переписывались, он пригласил ее в Бельгию, она написала о карильонных колоколах красивые стихи. У Йо Хаазена, кроме талантов музыканта и преподавателя, есть еще один — обрастать друзьями.
На экскурсии в Петропавловском соборе всемирно известный карильонист увидел колокола, стоявшие на полу. Удивили нидерландские надписи на них. А потом услышал куранты и понял, что здесь был карильон. Позже узнал, что он был давно разобран, часть осталась здесь, в соборе, часть снятых колоколов переехала: в Мариинский и Михайловский театры, в другие церкви города. Их попытались собрать, чтобы восстановить исторический карильон. Но это было невозможно — с одной стороны, проблема была в колоколах — их не смогли все собрать, а некоторые из тех, что сохранились, фальшивили. С другой, в нем уже все обветшало и перекосилось. Его собрали, но убрали клавиатуру, изменили и саму башню. Он так и остался неработающим — как артефакт.
В Россию первый карильон привез Петр I из Голландии. По легенде через несколько лет после того, как его установили, в инструмент ударила молния. Второй, восстановленный при Екатерине II в 1776 году, дожил до середины XIX века, состарился и был разобран. То есть в истории России было несколько поколений карильонистов. А потом это искусство стало невостребованным.