Игорь Божко
Божко
Игорь Антонович
Родился в Харькове в 1937 году. Закончил Одесское художественное училище, отделение живописи. В конце 60-х — начале 70-х участвовал в неформальных выставках; основатель творческой группы “Човен”. Член Национального союза журналистов Украины. Художник-постановщик двух полнометражных фильмов (“Охота на крыс” и “Мертвые без погребения”), один из его сценариев реализован Кирой Муратовой в фильме “Три истории” (история первая — “Котельная № 6”). Неоднократно снимался в кино и как актер. Автор двух поэтических книг.
Живет в Одессе.
***
одичалый фотограф
бредёт закоулками
то осенняя охра
то воробышек с булкою
то бомжи первомайские
накатившие с горлышка
то коты генеральские
то кукушкино пёрышко
то минувшие годы
то с козлёнком сестрица
то протухшие морды
то печальные лица
провожают вдоль улицы
три сороки с трещотками
он бредёт и сутулится
то вздыхает / то щёлкает
как забор покосившийся
как пиджак износившийся
он уже… и сто лет –
никому не приснившийся
***
плакала ночь водосточной трубой
металась и плакала до утра
медленно умирала любовь
и вот умерла…
металась и плакала проливным
жестью водосточных труб
уходящий тихо сказал остальным
«была… а теперь — труп»
потом молча собрал чемодан
с лязгом закрыл замки
и прежде чем уйти навсегда
глянул в ее зрачки
в зрачках отразилось его лицо
и лампочка в потолке
только ноги налились свинцом
а любовь ушла налегке…
За кладбищем аэродром
пожалуй, тянется в полмира.
А кладбище еще длинней.
И за могилою могила.
Когда садится самолет
он брюхом о кресты дерет.
И скрежет камня о металл
хорьков могильных распугал.
Пустынно здесь в обычный день.
Бомжи выходят из могил.
То тут, то там фигуры их
торчат недвижно… Афтангил
уже пытался их бомбить,
чтоб лучше стало на земле.
Но не берут фугасы их —
они как фениксы в золе.
Зимою здесь покрышки жгут
автомобилей марки ЗИЛ,
чтоб растопить промерзший грунт
для новых жителей могил.
***
в пространстве круглом как пятак
висит погодка клятая –
то мокрый ветер просто так
то ветер с мокрой ватою
та облепляет – всё как есть
прохожих – знаки гнутые
то проводов небесных смесь
то всё пространство мутное
я зиму всякую люблю
с её душевным разговором
беспечный взгляд её ловлю
за покосившимся забором
теплом подвальных мастерских
она одаривает круто
среди креплённых и сухих
восходит вечер или утро
и – все напасти решены
и все невзгоды – за спиною
обжиты и обнажены –
как та – которая с тобою.
***
я — станция
на которой делают пересадки
на различные направления
чаще всего на поезда
идущие в сторону «хорошей жизни»
мне остается только молиться
чтобы все благополучно добрались
до конечного пункта
я — станция
на которой поезда
загружаются углем и водой
а потом свистнув как в два пальца
уносятся дальше
за синие моря за высокие горы
туда где только красивые слова
написаны на заборе
я — станция
на которой после суеты и толкотни
остается всегда только осенний ветер
обломки букетов и поцелуев
и плевки у перевернутых урн
на кирпичной стене написано
«закрой поддувало»
пожалуй надо закрыть…
***
Нищая старуха
кормит городских собак и кошек,
просит для них подаянье.
Собаки и кошки вокруг нее
едят, не ссорясь.
Она достает из своих торб
куски колбасы,
кашу, хлеб
и другие объедки.
Кормит всех приблудных,
бездомных, больных,
беременных, худых
и уже откормленных
на ее приношеньях.
А вечером садится в маршрутку,
называя шофера «миленьким», —
едет домой…
Вечером под восьмое марта,
отдышавшись, поведала:
— Сегодня нас всех, кто работал
во время войны в порту,
собрали и поздравили с праздником.
Всем вручили цветы и подарки
и по бутылке шампанского.
Шампанское выпьет зять —
я не пью.
— А кем вы работали в порту? —
спросил кто-то из пассажиров.
— Грузчиком, миленький.
На себе таскала и мешки, и ящики,
и все, что прикажут.
Тяжелая была работа.
Дочка меня ругает
за то, что прошу деньги
и кормлю животных.
Но мне их жалко…
Каждый день
на одном и том же углу
стоит старуха с торбами…
— Ты где была вчера?
Почему покушать не приходила?
— Бегала по разным другим улицам.
— Ты смотри поосторожней бегай,
машины вон как лихо ездят.
— А я на перекрестках стою и жду.
Как только люди пойдут,
так и я с ними перебегаю.
— Это хорошо. Ты умная собачка,
на вот тебе, покушай.
стихи о любви
любовь между нами стоит колом
а где ж ей стоять как не между нами
стоит она между потолком и полом
в руках её картонное знамя
она победит все пожары и наводнения
все разграбления овощных магазинов
она ничего не предаст забвению
она растягивается как резина
на долгие годы и расстояния
она любит это / своё стояние
а где ж ей стоять как не между нами
картон в её руках полыхает как пламя
она стоит в старой собачьей шубе
ни голой же ей стоять между нами
на ветру у неё потрескались губы
но глаза не плачут ни водой ни слезами
три полных катрена
павел иванович / в силу своего возраста
омедведился / ходит грузно и жалуется
что на свете нет настоящей любви
большой и светлой
а есть только случайная собачья связь
и ничего больше
«а в прошлом веке – говорит он – такого не было
большая и светлая встречалась на каждом шагу
и все были счастливы»
«потом началась война – говорит он – но и в войну
люди ещё крепче любили друг друга»
«а сейчас нету уже тех чувств
которые могли бы проникнуть в душу
в силу естественных обстоятельств»
о как мы все / его понимаем
как сочувствуем / его ссутулившейся фигуре
а виктор степанович тот наоборот
утверждает что и в наше время
большая и светлая может ещё существовать
в силу естественных обстоятельств
«вот возьмите к примеру меня – говорит он –
я живу со своей женой
уже ровно пятьдесят четыре года
и ещё ни разу не изменил ей
и она мне не изменила
хотя могла б / когда я лежал в больнице
с переломом ноги
ровно месяц и восемь дней / и она каждый день
навещала меня –
приносила гречневую кашу и котлеты»
мы все / так же сочувствуем ему
и каждый готов помочь – кто чем может
«если меня захотят отлучить от женского пола
то я землю есть буду –
говорил неоднократно иван кондратьевич –
только б не отлучали»
к сожалению он недавно умер
но его рассказы об эротических похождениях
живут в наших сердцах и душах
вот к примеру такой
«я познакомился с ней прямо на улице
разговорились и на следующий день
повела она меня на квартиру к своей подруге
ну и вот слушайте дальше
мы пришли а подруга уходить не хочет
требует чтобы я и с ней переспал
ну и как бы вы поступили на моём месте?..»
иван кондратьевич умел держать паузу.
№1
зелёные гаражи расположились между пятиэтажками / сделано это для того чтобы обывателю чаще хотелось повеситься или же напиться на чужой свадьбе / пятиэтажки все прямоугольные с четырьмя или пятью подъездами и окнами выходящими в космическое пространство / космос любит смотреть в эти окна / за ними течёт добропорядочная жизнь с ненавистью к соседям с любовью к кошкам и что замечательно – не лишена стихотворного творчества / в этих пятиэтажках даже самая распоследняя выжившая из ума старушка – пишет стихи / прославляет в них свою бывшую эротическую жизнь и всё хорошее что только творится в простенках между зелёными гаражами / по вечерам эксгибиционисты стоят там и не знают что же им делать / а делать надо – учить английский язык и конечно же показывать редким прохожим свой армагеддон или же простое человеческое участие / зелёные гаражи расположены в пространстве / луна любит их крыши и дождевые лужи с ржавыми опавшими листьями / у гаражей часто слышны застрявшие там обрывки простой разговорной речи / 101121.
№2
там на пересыпи где находится мясокомбинат однажды летом увидел я как привезли на забой коров / рядом с мясокомбинатом лежит трамвайный путь на паскот / сидя в трамвайном вагоне у окна я увидел грузовик в кузове которого они находились / мои глаза оказались на уровне бортов грузовика и этих коров / они стояли на своих ногах но за долгую или короткую дорогу бока коров были разбиты о борта машины / окровавлены были они и мухи роились у ран / машины с коровами стояла у врат мясокомбината ожидая своей очереди на въезд / и трамвай почему-то приостановился там / наверное коровы не чувствовали боли потому что они не мычали не жаловались / их головы были опущены / но вот ближайшая к моему окну медленно подняла свою и посмотрела в трамвайное окно / 121121.
***
в пространстве круглом как пятак
висит погодка клятая –
то мокрый ветер просто так
то ветер с мокрой ватою
та облепляет – всё как есть
прохожих – знаки гнутые
то проводов провисших смесь
то всё пространство мутное
я зиму всякую люблю
с её душевным разговором
беспечный взгляд её ловлю
за покосившимся забором
теплом подвальных мастерских
она одаривает круто
среди креплённых и сухих
восходит вечер или утро
и – все напасти решены
и все невзгоды – за спиною
обжиты и обнажены –
как та – которая с тобою.