Информация о пелене
Продолжается сбор средств на реставрацию египетской погребальной пелены II века н.э. с уникальным изображением. В центре пелены изображена молодая женщина в розовом хитоне, которая держит за руку мальчика, одетого в белую тогу. Лица женщины и ребенка – без сомнения, ее маленького сына – портретны. Вполне вероятно, что женщина и мальчик умерли одновременно и поэтому изображены вместе на погребальном саване. Возможно также, что умерла только женщина, а художник добавил рядом с ней изображение ребенка для того, чтобы подчеркнуть ее материнство. Мать и сын показаны между двух богов египетского пантеона – бальзамировщика Анубиса (фигура с головой шакала) и царя загробного мира Осириса (фигура в виде мумии).
Пелена нуждается в неотложной реставрации. По-видимому, еще в XIX веке она была сдублирована на другой холст, что было сделано недостаточно квалифицированно. Из-за этого с течением времени возникли утраты и отслоения красочного слоя. Нынешнее состояние пелены грозит полной утратой изображения. В настоящее время реставраторами и хранителями ГМИИ разработан проект спасения этого уникального памятника, в рамках которого планируется проведение комплексных физико-химических и микробиологических исследований. Будут привлечены специалисты из ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, Государственного Эрмитажа, Лувра (Париж) и Музея Метрополитен (Нью-Йорк).
Все желающие могут принять участие в сборе пожертвований на реставрационные работы.
Погребальная пелена происходит из коллекции русского египтолога и востоковеда Владимира Семеновича Голенищева (1856-1947). Профессиональный ученый, он в течение 30 лет собирал восточные древности и в 1909 году продал их Музею изящных искусств. Собрание Голенищева насчитывает около 7 тысяч предметов.
Расписные погребальные пелены изготавливались в Египте в греко-римский период (IV век до н.э. – IV век н.э.). Всего найдено около 100 пелен и их фрагментов. Первые образцы таких памятников датируются первым веком до н.э., однако их массовое производство относится ко II-III векам н.э. Большинство погребальных пелен происходит из древних некрополей Мемфиса (Саккары), Фив и Фаюма. Техника живописи на этих памятниках уникальна – это роспись темперой и клеевыми красками по льняному полотну. Пелены имели ритуальное назначение – ими накрывали или оборачивали запеленатую в бинты мумию. Однако прекрасная сохранность некоторых экземпляров заставляет задуматься о возможном использовании их в качестве своеобразных «картин» на стенах.
Иконография
Различают несколько типов изображений на пеленах. В одном случае умерший представлен в полный рост в виде мумии, в другом – в римской одежде (хитоне или тоге). Третий тип – это изображение стоящего умершего в римской одежде в сопровождении двух главных богов египетского пантеона – Анубиса и Осириса. При этом лицо умершего выписано в портретной манере в технике энкаустической темперы (живопись восковыми красками и темперой). Вероятно, портрет писали еще при жизни человека и затем вставляли в пелену. Всего в мире насчитывается 6 пелен с иконографией третьего типа: одна пелена в Лувре, три – в Египетском музее Берлина и две – в ГМИИ. Предположительно все они происходят из некрополя Саккары и датируются II веком н.э.
Иконография московской пелены уникальна: на ней изображена женщина, держащая за руку ребенка. Высказывалось предположение, что это девочка, однако судить только по чертам лица трудно. Ребенок одет в белую детскую тогу с черными полосками (клавами); на голове у него прическа, характерная именно для мальчиков – так называемый «локон юности», прядь волос над правым ухом. Таким образом, изображен, скорее всего, мальчик. Молодая женщина одета в длинную розовую тунику с темно-лиловыми клавами – знак высокого социального статуса. Сверху наброшен белый плащ. В правой руке у нее маленькая сумочка розовато-желтого цвета. В левой руке женщина держит ветку мирта. Мать и ребенок – босые.
Лица женщины и ее сына портретны. К сожалению, живопись на лице молодой женщины сильно повреждена, однако сохранившаяся часть позволяет увидеть, что у нее было удлиненное лицо с миндалевидными черными глазами. Черные, гладко причесанные волосы разобраны на прямой пробор. Именно эта форма женской прически с характерным треугольным контуром на лбу позволяет датировать пелену временем правления императоров Траяна и Адриана, то есть примерно 120-130 годами.
Подобный двойной портрет не встречается более ни на одной из известных нам погребальных пелен. Вполне вероятно, что мать и сын умерли одновременно и поэтому изображены вместе на погребальном саване. Возможно также, что умерла только женщина, а художник добавил рядом с ней изображение ребенка для того, чтобы указать на ее материнство. Мать и сына сопровождают бог бальзамирования и проводник в царство мертвых Анубис, в образе человека с головой шакала, и царь загробного мира Осирис. Тело Анубиса окрашено в черный цвет, символизирующий подземный мир и вечную жизнь. На голове – платок-немес с оранжевыми и лиловыми полосками. Позади головы виден белый солнечный диск. Бог облачен в длинную одежду, воспроизводящую птичье оперение; внизу изображена декоративная полоса с шашечным мотивом.
Анубис жестом направляет женщину в сторону фигуры Осириса. У него полное розовощекое лицо с крупными чертами и мясистыми губами. Большие зеленоватые выпуклые глаза выделяются под густыми черными бровями. На Осирисе желтый платок-немес и головной убор с рогами, восходящий к древнеегипетскому венцу «атеф». В его руках жезл и бич – древнейшие символы царской власти. Мумия бога завернута в белые и розовые бинты, уложенные объемным ромбовидным узором, характерным для римского периода. Фигуру Осириса на пелене можно понимать двояко – как изображение царя загробного мира, встречающего покойного, так и самого умершего (в данном случае женщины), уже воскресшего и преобразившегося в Осириса.
Египтяне считали, что после исполнения надлежащего погребального ритуала (мумификации) тело человека обретает совершенно иную сущность и становится «просветленным», преображенным. Согласно древнеегипетскому мифу, Осирис был убит своим братом Сетхом, а затем возрожден своей супругой Исидой. Поэтому каждый мумифицированный умерший уподобляется Осирису и может возродиться в ином мире. На погребальной пелене изображается момент перехода покойного из земной жизни в загробный мир. Именно поэтому все персонажи стоят на погребальной ладье, которая движется на запад, в царство Осириса. Солнечные диски на ладье и за головой Анубиса также символизируют возрождение после смерти, уподобляя умершего солнцу, которое ежедневно заходит на западе и вновь рождается на востоке.
Позади Осириса видна фигура слуги в желтой тунике и конической синей шапке, поднимающего воду из колодца с помощью специального приспособления – шадуфа. Согласно древнеегипетским верованиям, бог Осирис дарует умершему чистую прохладную воду, которая оживляет его. На пелене видны другие персонажи, которые были заимствованы художником из оформления древнеегипетских гробниц, и так или иначе связаны с темой смерти, загробного суда и воскресения. К ним относятся божество над головой женщины, четыре сына Хора или канопы по сторонам от Осириса и Анубиса, а также маленькие черные схематичные фигурки, вероятно, духи умерших, встречающих новоприбывшую в царстве мертвых.Несмотря на плохую сохранность, совершенно очевидно, что пелена была выполнена выдающимся мастером. Об этом говорят как высокое художественное качество, так и умелое сочетание изобразительных и иконографических приемов древнеегипетской и античной традиций. Вне всякого сомнения, перед нами уникальный памятник мирового искусства.