Дмитрий Евстафьев — Беспечный ездок
к чему приведет кризис либеральной идеологии
«А что западное общество хотело? Какая была его идентичность в последние годы? Оно хотело ответственности, развития, ехало за три моря, как конкистадоры, за золотом, нести имя Христа? Нет. Эта идентичность называется «беспечный ездок». Это концепция коммуникационной мобильности, когда ты никому ничего не должен. У тебя мотоцикл, то есть гаджеты, и ты по этой равнине едешь. У тебя ни собственности, ни семьи, ни обязанностей. Новый мир, который предложили, это мир без обязанностей, ответственности и обязательств».
— 2000-й год, замечательная программная книга Энтони Гидденса «Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь». Демократизация демократий. Западные демократии недостаточно демократичны, их нужно осетевизировать, то есть уничтожить государство, традицию, семью. Это свой аналог «Манифеста Коммунистической партии». Это был манифест нового мира.
А что сейчас Славой Жижек пишет? Это не какой-то маргинал, которого посадили по результатам в психушку. Жижек — это абсолютно системный философ, возлюбленный философ российских либералов. Его книги мгновенно переводятся на русский язык. Его к нам действительно завозили, чтобы мы эту кашку кушали. Это разрушение всего пространства, всей ткани общества не могло ничем кончиться. Оно кое-чем и кончилось.
Посмотрите, что происходит с точки зрения политического управления. Наш замечательный Запад в течение последних десяти лет свел всю систему политического управления к идее Мануэля Кастельса — управление с кодируемыми нарративами. То есть вы создаете некий PR-продукт и им жонглируете. И вот все политическое управление. Естественно, что в эту пустоту заползают те, кто действительно занимается управлением, то есть сетевые коммерческие структуры, социальные сети, транснациональные компании. Знаете, как в начале людей, которые занимались созданием архитектуры систем, называли в цифровых компаниях? Евангелисты. Когда возникала эта система у них были евангелисты нового бога. Они несли новую религию.
В этом цифровом пространстве изначально был заложен очень большой религиозный аспект. А что западное общество хотело? Какая была его идентичность в последние годы? Оно хотело ответственности, развития, ехало за три моря, как конкистадоры, за золотом, нести имя Христа? Нет. Эта идентичность называется «беспечный ездок». Это концепция коммуникационной мобильности, когда ты никому ничего не должен. У тебя мотоцикл, то есть гаджеты, и ты по этой равнине едешь. У тебя ни собственности, ни семьи, ни обязанностей. Новый мир, который предложили, это мир без обязанностей, ответственности и обязательств.
Все получалось отлично, но был нюанс. Говорят, что в систему этого вакуума заползут контрэлиты, которые создадут сильную власть, будет ее востребованность. Сильная власть — это прежде всего готовность общества и народа взять на себя ограничения. Принять Наполеона — это значит принять его кодекс. На мой взгляд, есть очень большой шанс, что в этот вакуум заползет антисистема. Вы разве не видите, как в конкурирующих идеологических направлениях ультралевых, ультраправых, есть очень большие элементы манихейства — идея разрушения этого мира, который погряз и неисправим. Посмотрите, какие фильмы снимает Голливуд. На меня жуткое впечатление произвел фильм «Война миров Z». Там большая часть человечества была не просто убита, а убила друг друга. Вирусы начали есть друг друга, а в них стреляли из пулеметов, и это все смаковалось, что большая часть человечества должна умереть. Это чистое манихейство. Теперь вспомните про Евангелистов. Какой же это бог?
А теперь вспомним самую таинственную русскую отечественную богиню языческого пантеона из Киевской Руси — Мокошь. Никто до сих пор не знает, за что она отвечала, но вероятнее всего это аналог Геи. Все должно уйти в землю. Поэтому никаких гарантий того, что в этот раз хаос не победит, как он имел шанс это сделать в 1917 году, если бы не произошла русская революция, которая создала революционным большевистским манихейством фокус, которого все испугались. Все начали объединяться против этого фокуса, который потом изменился. Никаких гарантий того, что сейчас будет такой же фокус, я не вижу.
Текст в эпическом КОНТЕКСТЕ:
Евстафьев на 1.13
Кваканье феерической дуры Марии Штейнман рекомендую прокрутить
Обложка — «Necronom V» (1976) by H.R. Giger — the artist behind «Alien»