Дмитрий Галковский | 1991 — ИЗ КИБОРГА В ТРАНСФОРМЕРЫ

By , in Без рубрики on .

2005-08-19
Решил вынести сюда суммарный ответ ряду юзеров из предыдущей ветки (о «проблеме 1991»).


Мне кажется во многом потеряно ощущение того времени. Что-то вытеснили события 90-х. Реальная политическая борьба (от мегаполива грязью до танков) мгновенно девальвировала воспоминания об интеллигентской кружковщине перестройки. Многое вылиняло из-за свободы прессы и благодаря интернету. Люди попали в другую информационную ситуацию. Информационный объём какого-нибудь «марта 2002 года» равен объёму информации всех советских СМИ с 1965 по 1985.

Конечно, никакого экономического кризиса и тем более краха к 1991 году не было. Не было его и к 1985 году. Болтать можно о чём угодно, но в экономике важны цифры. Особенно макроэкономические показатели. Вот динамика экономического роста в предперестроечное пятилетие. Производство электроэнергии в млрд. киловатт по РСФСР:

1980 – 805
1984 – 940

Это очень высокий, «китайский» темп. На фоне этого началась перестройка:

1985 – 962
1990 — 1082

Да, темпы немного замедлились, но всё равно это очень хорошие показатели. Ситуация с каждым годом ухудшалась, но и 1990 по сравнению с 1989 был в плюсах. Обвал произошёл в 1992.

Но неправы юзеры, считающие, что перестройка началась по приказу на ровном месте. Мол, из высших соображений метрополия развинтила свою ядерную платформу и всех делов. «Лондон дал, Лондон взял». Развинчивание обуславливалось и местными причинами. В частности, глубоким структурным кризисом. Кризисом не экономическим, а идеологическим и социальным. Общество 1984-го было сложно перепаяно, речь шла о тяжёлой социофрении. Чем страшен рак? Обнаруживают внешне незначительное новообразование, а оно оказывается частным следствием нарушения глубинного механизма клеточного самовоспроизводства. Ситуация с гомо советикусом и его обществом была ещё хуже. Тут поработали Люди. К врачу приходит пациент, говорит: «помогите, периодические головокружения». Врач анализы смотрит — в крови следы 15 транквилизаторов. Делает рентген черепной коробки, она в пяти местах просверлена, четверти мозга нет, в освободившемся углу стоит некий агрегат с вентилятором, от агрегата в кору идут проводки. Половина костей скелета из металла, внутри по ним ползают какие-то машинки. КИБОРГ.

Советское общество было атомизировано, никто ничего не знал. Даже на уровне ЦК. Американцы швыряли нашим морякам на борт журналы с изображением советских кораблей. Даже морские офицеры на 90% не знали структуры своего флота и самых общих характеристик судов. В стране в открытом доступе не было карт. Карты Москвы не было. При этом чуть ли не на конвейере выпускали подводные ракетоносцы, от которых у американцев волосы стояли дыбом. Это, повторяю, у американцев, с флотом которых англичане решили не состязаться ещё в 20-е годы. ВМФ это вещь не просто дорогая, а страшно дорогая. А дредноуты, подводные ракетоносцы и авианосцы это роскошь роскоши. Такое могут позволить себе пять шесть-стран и в очень ограниченных размерах. Размеры флота СССР были неограничены. Американцы НЕ ПОНИМАЛИ, ЧТО ПРОИСХОДИТ. К флоту была ещё сухопутная армия, авиация, космос. А в стране периодически не хватало спичек, хозяйственного мыла, дешёвой обуви. Это надо ПОНИМАТЬ. Командир атомной подлодки после 6-месячного плавания (где, куда, как – большей частью подо льдом, несколько раз поднимаясь на перископную глубину и озирая окрестности: серая гладь и пара точек на горизонте), вот этот «командир» на берегу в 4 часа утра нёс двадцать килограммов макулатуры, сидел полдня на пачках старых газет с чернильным номером на руках и покупал «Американскую трагедию» Теодора Драйзера.

В стране была масса НИИ, часть из них работала на уровне ведущих институтов Америки и Европы. При этом культурное развитие советской интеллигенции находилось в самом зачаточном состоянии. Мордобой, алкоголь, экстрасенсорика и биоэнергетика. Не только студентов, но и учёных принуждали работать в колхозах, на свинофермах, подметать тротуары, скалывать лёд. По стране курсировал Гольфстрим «писем трудящихся». На сына Капицы, ведущего научно-популярной телепередачи, набросился с топором шизофреник, он его убил. Директора института философии изобретатель вечного двигателя чуть было не заколол отвёрткой.

В Москву из десятков городов и сёл на выходные ехали эшелоны несчастных женщин. Они покупали в Москве колбасу, масло, сыр и ехали обратно, тратя на дорогу по 8-12 часов. В Москве было 10-20 постоянно меняющихся точек, где можно было купить туалетную бумагу. Люди на бумагу бросались, покупали связки рулонов (это называлось «венок») и гордо перепоясанные дефицитом шли домой. Везде очереди, очереди, очереди. Кафе и столовые страшные, туалеты азиатские.

И на фоне этого в городах мещанский инфантилизм, уют, сказки про «Винни-Пуха»… Невозможно описать эту мозаичную психопатию. Чтобы этот мир понять, надо было в нём жить.

Всё общество было перегорожено перегородками, каждый сидел на своей информации, которая часто на порядок подымала его над окружающими. Это тайное общество, в известный момент забывшее свою тайну и озабоченное параноидальным «поиском истины».

С чего началась перестройка? Я напомню. Кашпировский и платные туалеты. Потом Кашпировский поднялся до депутата парламента (вместе с Джуной Давиташвили), а в платных туалетах стали делать МАГАЗИНЫ. Затем и то и другое смыло, как не было. Но это было.

Совершенно ничего не понимают 20-30-летние несмышлёныши, говорящие, что надо было в 80-х начинать с разрешения экономической инициативы. Какая, к дьяволу, инициатива – все были уверены, что даже чахлое кооперативное движение это провокация КГБ. У всех перед глазами был популярный диалог Карцева и Ильченко:

— Гражданин, давайте дискутировать, что же вы молчите. Вот у вас пиджак хороший, давайте дискутировать.

— Берите даром и отпустите душу на покаяние.

Сейчас по производству электроэнергии РФ достигла уровня 1983-1984 года. Это деградация на 20 лет. Но с точки зрения ликвидации «перепаянности» прогресс лет в 100, не меньше. Я сильно удивлён и никогда этого не предполагал (думаю, не учитывал в 80-х новых возможностей СМИ в 21 веке).

Второй вопрос юзеров – о сложном характере переворота 1991 года. Мол, почему понадобились чеченцы, почему сам Горбачёв не мог распилить СССР.

Что касается чеченцев, то я в своё время на этот вопрос, кажется, отвечал. Переворот состоит из двух этапов: блокады действий власти, возможной из-за предательства в верхнем эшелоне, и «активных мероприятий» небольшой «сторонней силы».

А почему не пожалели Горбачёва… Во-первых, я считаю, пожалели. А во-вторых, чего его жалеть – чай, не маркиз Солсбери. Не для того его из-под комбайна вытащили, чтобы всю жизнь пятки чесать. «Мавр сделал своё дело».

Вообще же, в той ситуации явственно проглядывалось несколько сценариев. Люди сценарии запускали, отслеживали. И делали выводы. Был сценарий с продолжением хрущёвского реабилетанса. В КПСС запустили тяжеловесную машину, стали «разгребать завалы». Бухарин, Чаянов, Кондратьев. Потом Рыков, Зиновьев и Каменев. НЕ ПОШЛО. Отыграли назад. Стоп-машина лет на 20. Ещё вернутся, попробуют с другого бока. 20 лет для 300-летнего опыта – тьфу. А если бы пробило, возможно и августа не понадобилось. Реформировали бы КПСС и всех делов. То же касается кооперативного движения. Это то же самое, но под другим углом (опять же Чаянов, сибирская кооперация и т.д.) НЕ ПОШЛО. Отыграли. Почему не пошло – могло бы пойти. Думаю, сильно пересидели в 70-х. Это, кстати, английский характер – начинать лечиться, когда уже сыпь по всему телу. А пересидели СИЛЬНО. Вот и пришлось перестелить сгнившую скатерть.

Что было бы, если бы «не перестелили»? Если бы НИКТО НЕ ТРОГАЛ, стояло бы вечно. Но кроме Англии, как известно, есть другие государства. Всё время увеличивался зазор между высоким технологическим уровнем и колоссальным масштабом экономики, с одной стороны, и мизерабельным полуазиатским-полуафриканским существованием «рабочих платформы», с другой. Это привело бы к неизбежному краху. Учитывая масштаб, революция декиборгизации прошла без потерь. Можно сказать образцово. Люди вели за руку.

К 1984-му у киборга ещё оставались руки. Но его конструкторы уже начинали путаться, откуда что растёт. Не нужно переоценивать интеллекуальные способности даже очень информированных людей. В конце концов, ситуация была новая, и что делать дальше никто не знал. Было видно, что общество не воспроизводится: исторической легенды создать не удалось, номенклатура гниёт во втором поколении. А тут ещё Восточная Европа пошла в разнос. Это ведь очень неестественная ситуация – самообслуживание поляков в начале 80-х. Совершенно не похоже на польский характер. А если бы поляков не притормозили на несколько лет? Чехословакии бы там не получилось. Была бы бойня в центре Европы с непредсказуемыми последствиями. Венгрию раздавили даже не хмыкнув. Чехословакия вызвала шебуршение московской интеллигенции. А в 80-ом поляков поддерживали в СССР даже рабочие. Думаю именно «Солидарность» была последней каплей. Англичане раскачались: дальше откладывать нельзя. А с т.з. военной бесперспективность гонки вооружений была ясна после превращения Европы в театр атомной войны. Т.е. к 70-ым.

цинк

фото: Владимир Миловидов ©, «Коммерсантъ» ©, 2004

Recommended articles