Виктор Мараховский — К десятилетию разгрома одной секты
Это уже как-то забылось, но на днях исполнилось десять лет разгрому секты ноитов, свившей свои гнёзда в крупнейших городах планеты и раскинувшей свои сети по всему миру.
Согласно исследованиям (Чистякова, Гёдль) численность секты на пике оценивалась в диапазоне от 140 тыс. (нижний предел) до 5,7 млн. адептов.
Основателем секты считается финский гражданин Микаель Фридрихссон (1959 — 2009), выросший на острове Хаммарланд и проживший там до середины жизни.
Согласно агиографическим данным самих ноитов, в 1984 году Фридрихссон впервые попал в крупный город (Хельсинки). Там он увидел трамвай и был так поражён издаваемым им шумом, а также числом и близостью пассажиров, что испытал сильнейший нервный шок и впал в долгую кататонию, длившуюся более месяца.
За время, пока его лечили в психоневрологической клинике, Фридрихссон, по его словам, путешествовал «за грань мира» и вернулся с откровением, которое позже изложил в своем основополагающем труде «Некоторые аспекты общего устройства, отчасти представляющиеся автору значительными». Книга стала хитом Гетебргской книжной ярмарки (1986) и породила культ, позже принявший столь пугающие формы.
Согласно учению Фридрихссона, идеальное бытие представляет собой Тишину (Тыстнад), Уединение (Интегритет) и Однообразие (Монотони), которым противоположны адские сущности Шум (Овэсен), Толпа (Публикен) и Перемены (Фёрендриняры).
Активно заимствуя образы из поп-культуры, центральным положительным божеством своего пантеона Фридрихссон сделал переосмысленный образ Морры из книг о муми-троллях, в то время как место дьявола, сочетающего в себе всё худшее, что мог себе представить основатель, занял Карлсон.
Человеку, писал Фридрихссон, доступен лишь один способ бессмертия — всячески избегать энтропийных действий и явлений, «уподобиться камню». Понимая, что это невозможно сделать живому существу — Фридрихсен вводит понятие «духовного торможения» (Андебромс), путём к которому он видит проживание в тишине и уединении, труд на скучной однообразной работе и всяческое избегание как стрессов, так и развлечений.
Среди духовных практик, пропагандируемых Фридрихссоном, особое место занимают медленная езда на велосипеде одним и тем же маршрутом, чтение устаревших справочников и разучивание наизусть книги «Улисс» Джойса (позже одна из радикальных школ ноитов, «малый велосипед», заменила его в своих ритуалах на просмотр онлайн-вебкамеры, установленной на одном из пустующих складов в Бирюлево).
Согласно верованиям ноитов, люди, прожившие свою жизнь в примерной скуке, попадают после смерти на уединённый остров (он один и в то же время у каждого свой), где всегда пасмурная погода, на деревьях сидят молчаливые вороны, а безмолвный почтальон (возможно, это и есть Морра) раз в день привозит провиант — тофу, мацу и минералку без газа. Души бесконечно сидят под навесом на сухой веранде с видом на вечность, курят безникотиновый дым и приятно скучают в ожидании тепловой смерти Вселенной.
Тех же, кто поддался Овэсену, Публикену и Фёрендринярам, забирает хохочущий инфернальный Карлсон с огненными лопастями. Он проносится над шумными городами и бросает души в Трамвай Желание, который, лязгая страшно и зловеще, привозит их на бесконечный карнавал в Рио — место, где невозможно собраться с мыслями и души вынуждены вечно плясать, всё более и более выматываясь. Эти не дождутся тепловой смерти и потому растворятся в энтропии прежде, чем произойдёт величественная остановка всего.
…Рассказывать о том, что произошло с сектой дальше, можно долго. Но проблема в том, что никто не может детально ознакомиться с материалами ноитов без последствий для себя. Более двадцати исследователей, приступив к изучению этого странного культа, закончили одинаково: со словами «да ну его всё нафиг» бросали свои работы, переезжали на дачи и за город и там тормозят по сей день у окон, иногда вставая выпить чаю.
Это, а также другие катастрофические результаты деятельности ноитов, приведшие, в частности, к знаменитой «эпидемии скуки» в Таллине и закрытию там всех ночных клубов, кондитерских и массажных салонов, — заставили Объединённые Нации в конце концов принять меры, и они были жестоки. Людей в нарукавниках и на велосипедах (обычный облик ноитов) хватали всюду.
Сам Фридрихссон, насколько нам известно, скончался в заключении в тюрьме г. Турку, где к его конечностям до конца жизни были привязаны бубенчики. Его адепты содержатся в лагерях увеселений, где их подвергают иррегулярной щекотке, устраивают розыгрыши и время от времени шлют на гладиаторские бои.
04.07.2017