Анатолий Вассерман — «Черный квадрат» Малевича
Текстовая версия видеовыступления от 11 марта 2009 г.
Авторская стилистика сохранена.
Это, пожалуй, одна из самых известных картин начала XX века, которая вызывает постоянное удивление. Что в ней собственно есть такого, за что она ценится? Строго говоря, «Черный квадрат» – это не квадрат и не черный. Малевич использовал при его рисовании смесь самых разнообразных красок, но чёрной там нет. Там просто наложено друг на друга множество разных оттенков, которые в сумме поглощают весь падающий свет. Это не квадрат. В частности, по авторскому замыслу картину надлежит вешать самой широкой стороной наверх. Но это не один раз путали и на многих выставках вешали самой узкой стороной наверх. Но даже если откинуть все эти технические нюансы, всё равно остаётся непонятным, что в этом такого и зачем Малевич вообще это нарисовал. Да ещё потом сделал несколько авторских копий. То есть, очевидно, уже при его жизни эта работа пользовалась немалым спросом.
А дело здесь, на мой взгляд, в том, что «Черный квадрат», это своеобразный символ завершения очень интересного направления поисков в живописи. На протяжении многих тысячелетий, начиная с первых пещерных росписей, люди постепенно учились отображать окружающий их мир на плоскости как можно ближе к оригиналу так, чтобы его можно было легче опознать. Успехи на этом направлении были достигнуты преизрядные. Например, до наших дней дошла легенда о двух великих греческих художниках, Зевксисе и Паррисии. Зевксис ухитрился нарисовать виноград настолько реалистично, что прилетело несколько птиц и попытались клевать нарисованные ягоды. Вскоре после этого Паррисий пригласил Зевксиса к себе домой. Тот пришел, обнаружил, что хозяин куда-то отлучился, но на видном месте висит картина, задёрнутая тонкой кисеёй. Он попытался эту кисею отодвинуть, и обнаружил, что на самом деле кисея нарисована поверх картины. Зевксис признал себя побеждённым. Мол, я сумел обмануть только глупых птиц, а ты сумел обмануть такого первоклассного профессионала, как я. Строго говоря, и после Зевксиса с Париссием были немалые достижения в живописи, например, открытие геометрических перспектив, прямой и обратной. Это уже существенно более поздняя эпоха. Кстати, в обратной перспективе нарисована знаменитая Троица Рублева. То есть, как бы с точки зрения Бога, стоящего позади иконы и глядящего на человека перед иконой. Прямая перспектива вообще известна ещё из школьного курса живописи нам всем. Это перспектива, изображающая схождение параллельных линий в бесконечности.
Словом, в конце концов, где-то к середине XIX века было достигнуто мастерство, позволяющее очень точно и очень узнаваемо отобразить всё, что угодно. И даже штучки вроде занавески Паррисия уже рисовались многими сотнями художников. Но тут появился фотоаппарат. И взял задачу точного отображения окружающей действительности на себя. При всём желании геометрию окружающего пространства художник не может отобразить точнее фотоаппарата. Так же точно может. Но лучше – никак. А раз так, спрашивается – зачем человеку вообще соревноваться с машиной?
И художники начали поиск иных путей. Начали отображать не столько саму окружающую действительность, сколько какие-то свои собственные представления о ней. Впечатления – по-французски impression – откуда целая школа живописи получила название импрессионисты. Выражение своих внутренних чувств, возникающих при взгляде на тот или иной предмет. Выражение экспрессия, откуда и название школы экспрессионистов. Кроме того, начались и чисто формальные эксперименты. Например, не отображать предмет в точности таким, какой он есть, а искать те простейшие геометрические формы, из которых он составлен. Это направление получило название кубизм. Самый известный его представитель – Пабло Пикассо. Было и множество иных формальных изысков.
Сам Малевич тоже очень много и разнообразно экспериментировал, искал свои способы самовыражения, свои способы внушения зрителю тех или иных чувств и представлений. И, в конце концов, после множества экспериментов такого рода он смог спрогнозировать какова конечная точка выбранного им маршрута. А поскольку шли по этому маршруту очень многие талантливые художники, то Малевич решил всех их предостеречь. Он изобразил тот самый черный квадрат как конечную точку громадного и очень активно тогда развивавшегося живописного направления. Надобно сказать, что предостережение возымело немалое действие. В частности, Пабло Пикассо вскоре перешел от кубизма к несколько иным формам живописи, тоже сильно геометризованной, но, по крайней мере, уже ориентированной не на простые геометрические формы, а на столь же простые, но естественные. Плавные кривые, вроде той, которой изображена его знаменитая “Голубка”, символ всемирного движения за мир, и многое другое.
Естественно, художники работают не только для себя, но и для ценителей живописи. Многие ценители тоже очень внимательно следили за этими направлениями поисков и тоже быстро поняли, что именно хочет сказать Малевич столь странным изображением. Соответственно, «Черный квадрат» пользуется неизменным спросом именно у тех ценителей, которые знают или хотя бы ощущают не только внутренний смысл каждого отдельного произведения, но и всю историю живописи в целом. Если не ошибаюсь, Карл Генрихович Маркс говорил, что в цену каждого хорошего произведения искусства входит и оплата многих тысяч плохих произведений, которые все равно кому-то приходится написать, чтобы накопленный опыт породил одно хорошее.
«Черный квадрат» Малевича, это крайнее выражение именно этой идеи Маркса. Он вобрал в себя колоссальный опыт многих тысяч других картин.
Оригинал: http://www.youtube.com/watch?v=v7hJM4umox8
Дата загрузки: 11 марта 2009 г.