Умчи меня, олень, в свою страну оленью

«Не российский, а советский!» Кто они — новые «советские граждане» в российском активизме


Еще несколько лет назад, на тех, кто отрицал законы Российской Федерации, но жил по «законам СССР» , восхвалял политику Сталина и отказывался платить за коммунальные услуги, силовики и гражданские активисты смотрели как на аутсайдеров и сумасшедших, и никак не реагировали на их деятельность. Но сегодня эти «аутсайдеры» активно вливаются в социальные протесты, захватывают офисные помещения, количество их сторонников растет по всей стране, также как и возрастает количество возбуждаемых против них уголовных дел. Так кто же такие эти современные «советские граждане»: очередные городские сумасшедшие или новая движущая сила в российском политическом активизме? Или же действительно это опасная экстремистская среда для создания новых «Красных Бригад» и боевых отрядов сталинистов, как сейчас пытается это выставить ФСБ? «Активатика» попробовала разобраться в том, что собой представляют новые «граждане СССР», какой у них протестный потенциал, почему их становится все больше, а государство давит на них все жестче.

Новая Советская волна

С развала СССР прошло почти 30 лет, но ностальгирующих по ушедшей советской эпохе меньше не становится. По опросам «Левада-центра» за 2020 год, 75% опрошенных россиян считают советский период лучшим временем в истории страны. Эта цифра достигла максимума более чем за 10 лет проведенных опросов, и она продолжает расти: еще в 2018 году доля тех, кто хотел бы избежать развала СССР, составляла 66%. Ностальгирует каждый по-разному: для кого-то это тоска по мороженому «как раньше», кто-то ассоциирует СССР с уверенностью в завтрашнем дне и стабильностью. Самые активные и идеологически настроенные включаются в протестный активизм, создают марксистские кружки, а кто-то едет строить с оружием в руках народные республики в соседние постсоветские государства.

«Число ностальгирующих по Советскому Союзу объективно растет. Это связано и с тем, что по многим параметрам Советский Союз был прогрессивным обществом. С тех пор прошло 30 лет, и за это время утеряно чувство прогресса, и вера в то, что завтра будет лучше, чем вчера. И что оно будет лучше не только у страны и у правящей партии, но и у каждого отдельного человека. Стоит учитывать, что доступ к медицинской помощи, образованию и другим социальным институтам радикально ухудшился у абсолютного большинства. В этом Российская Федерация, несомненно, проигрывает, поэтому растет эта ностальгия, и ощущение каких-то утерянных перспектив», — рассказывает журналист, социолог и активист Алексей Сахнин, который не первый год занимается изучением феномена новых «граждан СССР».

С тем, что для огромной части людей, ностальгирующих по СССР, огромную роль играет то самое чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне, соглашается и публицист, известный левый активист Алексей Цветков. Он выделяет несколько разных вариантов «советской ностальгии», и первый вариант — это как раз люди, которые отлично помнят СССР и считают, что скорее потеряли от прихода капитализма и стали жить «хуже»: «Под этим «хуже» они могут понимать не только материальное положение или стабильную работу, но и более отвлеченные вещи — социальный статус, уровень солидарности, уровень криминальности, наличие мобилизующего общего дела и вообще большую осмысленность жизни в памятном им коллективистском советском обществе, живщему по плану и шедшему в коммунизм. Т.е. первая группа это реально «потерявшие СССР» и не готовые променять его на современность с её индивидуализмом, нестабильной занятостью и чисто теоретической возможностью выехать однажды на турецкий курорт».

c817bc3993e3f0d46b443894b066e550.jpg

Отдельно он выделяет и молодежь, у которой нет вообще никаких советских воспоминаний, но для них часто на первом плане эстетическая ностальгия по несостоявшемуся советскому будущему, так называемый Sovietwave: «Это светлая грусть по так и не реализованному марксистскому проекту нового человека в новом обществе. В этот проект верило так много людей, и люди эти были настолько интересными, что иногда хочется ошибиться вместе с ними вместо того, чтобы оказаться правыми вместе с совсем другими людьми, рулящими всем сейчас. То есть для совсем молодых просоветских людей, часто слушающих музыку Sovietwave, объектом ностальгии является вообще не прошлое, а будущее, которое осталось в советской фантастике и футурологии и мимо которого человечество проехало, как мимо ночной станции, не остановившись».

Но есть особый вид ностальгирующих — те, кто никакой развал СССР не признает, а действующую власть РФ считает нелегитимной, оккупационной и преступной. Это сеть из разрозненных движений, без какой-то единой политической программы с людьми самых разных возрастов, которые живут в своем вакууме. У них свои паспорта и некоторые из них занимают разные странные должности в своих движениях.

«В подобных «гражданах СССР» мы можем видеть людей разного возраста: и тех, кто помнит СССР, и молодежь, для которой это какая-то абстракция. Для молодежи, которые никогда никакого Союза не видели, и смутно его представляют, он становится материалом для конструирования такой вот ретроутопии, карго культа – радикальной антитезы той социальной реальности, которую они переживают в ощущениях. Но и старые, и молодые имеют ввиду, конечно, не тот Советский Союз, который существовал, а конструируют свою некую социальную утопию» — отмечает Алексей Сахнин.

«Возьмем тех, у кого советским было только детство, а дальше они уже жили при капитализме. Но всё равно им кажется, что в обществе советского типа они добились бы гораздо большего и в их жизни было бы больше смысла», — Алексей Цветков тоже поддерживает версию о тяге к формированию ретроутопии новыми «советскими гражданами», — «Они активно фантазмируют эту полувымышленную «советскость» по тогдашним фильмам, книгам или даже по нынешним сериалам о тех временах т.е. играют в ретроманию. Не то чтобы они «потеряли советское», но образ СССР является для них формой ретроутопии, воображаемой великой страной, в которой они прожили бы другую жизнь».

СССР 2.0 для Свободного Человека

За последние несколько лет в интернете появились десятки сообществ и движений, эксплуатирующих тематику СССР и отрицающих нынешний политический режим. Их огромное множество, большинство из них очень вызывающие и откровенно безумные.

«Это угарнейшие секты, и круче них сейчас нет никого, — уверяет Алексей Цветков. -Типологически «советские граждане» в своем отношении к нынешней путинистской системе похожи на американские крайне правые секты, не признающие «масонского государства» и стремящиеся максимально обособиться от него, изготовить собственные документы, ввести альтернативную систему власти и т.п. Многие из них отрицали ковид и призывали людей к игнорированию карантина. Все они исповедуют трогательный юридический фетишизм, ведь СССР с их точки зрения был упразднен незаконно, и значит он продолжает существовать в их идеальной правильной реальности. С одной стороны, это типичный пример ложного сознания, игнорирующего тот элементарный факт, что право есть всего лишь узаконенное господство одних классов и групп над другими, т.е. право не обладает никаким «самостоятельным бытием» вне реального расклада на фронте классовой конкуренции в конкретный исторический момент. Но, с другой стороны, это удобная уловка, чтобы всерьез играть в игру «мы восстанавливаем СССР» и живем в параллельном государстве, которое нравится нам гораздо больше, чем государство нынешнее, в котором живут все остальные».

По мнению исследователей новых «советских граждан», эти движения иррациональны, а их цели утопичны и нереализуемы. «Нельзя игнорировать тот факт, что долгое время движение «советских граждан» являлось эскапистской сектой, — размышляет Алексей Сахнин, — у них был этот утопический социальный идеал, они переезжают жить в несуществующую советскую страну, и благополучно себя там чувствуют. Я брал как-то интервью у виртуального министра культуры СССР, и она говорит: «Вот левые хорошие ребята, все правильно говорят, но вот то, что митинги какие-то и демонстрации проводят, это все ерунда. Этим вы признаете реальность Российской Федерации». Для них это недопустимо, этого делать нельзя, надо переехать из этой реальности, повернутся к ней спиной. Этот радикальный эскапизм был главной характеристикой: они не ходили на демонстрации, а ходили на свои собрания».

Несмотря на эскапизм, некоторые движения на своих интернет-ресурсах даже пытаются представить какую-то альтернативную программу по многим острым вопросам. Например, движение «ВЕЧЕ РУСИ» (Собрание коренных народов земли русской) появилось после того, как некая инициативная группа в августе 2015 провела «Учредительное Собрание» и заявило, что отныне «народ через Вече Руси будет управлять своими недрами и землями и жизнями так, как делали это наши предки собираясь на Вече». Эта тусовка была запротоколирована, и выложена на их сайте СССР2.org как важный документ. Свои цели они обозначили по схеме, «за все хорошее против всего плохого» — «…оставить все плохое в прошлом, а все хорошее взять с собой в новое общество…. учреждать, создавать или возрождать государство должен народ, тогда он будет являться хозяином и будет обладать высшей и непосредственной властью..». Активисты этого движения на своем сайте так же обещают отмену обязательного воинского призыва («Нам не нужна армия, умеющая только подметать плац и красить краской траву. В Советской Армии будут служить только профессиональные военные, окончившие военные училища!»), выдавать по 10 млн рублей каждому гражданину «Нового СССР» и не присоединять насильственно бывшие союзные республики («Наша главная задача — это навести порядок у себя дома. Когда мы докажем всем, что мы нормальные, тогда бывшие республики бывшего СССР захотят с нами иметь дело, но и то на правах полноправного партнера»). Своих «граждан» «ВЕЧЕ РУСИ» именуют «Суверенами» — «свободными людьми» («Человек сам устанавливает право и передает это право Государству»). Стать «свободным человеком» можно за определенную плату, всего лишь купив в группе движения «Свидетельство и удостоверение Суверена». Подобное удостоверение имеет защитную голографическую наклейку «ВЕЧЕ РУСИ» и, по словам пресс-секретаря движения, абсолютно легитимно («Свидетельство живого Человека суверена имеет юридическую силу, так как оформлено и выдаются по нормативному акту разработанного в Вече Руси. Любой документ, созданный по нормативному регламенту, имеет юридическую силу! Свидетельство ЖЧС подтверждает фиксацию факта со стороны ВЕЧЕ Руси, о том, что обладатель сего документа является живым Человеком сувереном, который находится под защитой ООН и международных договоров»).

На сайте «ВЕЧЕ РУСИ» огромное количество каких-то документов, манифестов, указов и приказов, но тем не менее, сам сайт выполнен очень криво, с огромным количеством орфографических ошибок. Вообще, исследовав страницы в социальных сетях и сайты этих движений, можно прийти к выводу, что этот ужаснейший дизайн придает даже некую аутентичность и является определенной фишкой. «Этот корявый дизайн и неумелое исполнение – это свидетельство того, что это делается на коленке людьми, далекими даже от среднего класса, людьми без социальных ресурсов. У них нет или почти нет программистов, дизайнеров. Это делают какие-то пенсионеры в бедной одежде», — уверен Алексей Сахнин.

44813d64ef0174ad34c2aa69a1110a3e.jpg

Язык «Атлантиды». Идеология нового «советского гражданина»

Если говорить о какой-то устойчивой идеологической составляющей, то в этих движениях чаще всего ее просто нет, либо она очень сырая и нерациональная. «Это субкультуры социальных низов, у которых нет другого, более внятного и рационального политического языка. Эта среда сотнями разных каналов связана с другими такими же субкультурами: борцов против вакцинаций, против нейронного оружия и тому подобным. Они не умеют организовываться вокруг класса, или вокруг нации, у них нет соответствующих структур, нет политиков. Поэтому возникают такие странные, специфические субкультуры», — считает Сахнин.

Более того, у всех этих движений нет единого представления о том, каким они хотят видеть новый СССР, так как участники разных организаций конструируют каждый по-своему эту советскую утопию. Часто в таких сообществах можно видеть мешанину из самых разных идей, и порой довольно противоречивую. Противоречивую настолько, что это граничит с полным абсурдом и безумием. Например, одна из самых заметных и харизматичных фигур в этой среде, бывший московский дантист Сергей Тараскин, объявил себя не только президентом и верховным главнокомандующим СССР, но также императором и главнокомандующим Российской империи. По его мнению, Советский Союз и Российская империя де-юре продолжают свое существование, и он занял эту должность, так как она «…была свободна, никто из солдат и офицеров Советской армии, которые должны были исполнить собственную воинскую присягу, на эту должность не вступал». Мысль о том, чтобы возродить СССР и объявить себя его врио президента, пришла Тараскину в московском Арбитражном суде, где он пытался обжаловать выселение своей клиники из муниципального помещения по причине накопившихся долгов. На этом судебном процессе он и сделал это заявление о вступлении в должность, и по его словам, раз это было сделано в суде, то российские власти официально уведомлены о том, что он приступил к исполнению обязанностей президента. У Тараскина множество сторонников по всей России, он регулярно устраивал «туры» со своими семинарами по российским регионам, продавал паспорта и его последователей идейные противоречия не смущают. Идейные коктейли из смеси Сталина, славянских языческих богов, императора Николая II, различных советских эпох, антисемитизма и монархизма легко уживаются в головах новых «советских граждан».

По словам Алексея Цветкова, в этих «косплеях» и идеологических противоположностях, нет ничего удивительного:

«Надо понимать, что советская история делится на очень разные периоды. Ностальгировать и косплеить, можно, например, 1920-е с их конструктивизмом, космополитизмом, идеей близкой мировой революции, культом Троцкого и т.п. Для многих молодых лево-радикалов это идеальная эпоха в истории. А можно ностальгировать и косплеить «большой стиль» сталинизма с его ампиром, шпиономанией, культом личности. А можно «угорать» по оттепельным 1960-м с их искренностью, непосредственностью, энтузиазмом вокруг спутника и кубинской революции и обещанным в новой Конституции коммунизмом уже при жизни нынешнего поколения. А можно смаковать застойное время с её уютной приглушенностью и тихим лиризмом на фоне плакатов со строителями БАМа. Есть даже люди, которые культивируют конкретно «год Андропова» и считают именно это мгновение в советской истории наиболее элегантным. Уже поэтому у советских симпатизантов не может быть никакой общей политической позиции, эти разные эпохи отсылают нас и к совершенно разным представлениям о «социализме» и вообще востребуют совершенно разные психотипы и разный дизайн сознания.

Что касается микса сталинизма, монархизма и антисемитизма, то за этим стоит весьма долгая традиция понимания себя в советском обществе. Уже к началу 1970-х годов в среде писателей-деревенщиков и других близких к ним интеллигентов сложилась так называемая «русская партия». Это были советские правые, которые считали Сталина идеальным лидером и без пяти минут царем, революцию 1917-го они понимали как еврейскую провокацию, Сталин в этой модели просто восстановил Империю и снова сделал её русской, ну и вообще они воспроизводили большинство черносотенных мифов в советской упаковке. Открыто они не могли этого декларировать, но был целый ряд журналов, издательств, обществ по сохранению памятников старины, где они заняли ключевые позиции. В советском обществе были свои правые, свои либералы и свои романтичные марксисты, всё это было кое как скрыто за фасадом однопартийной системы.

Вышеописанный «советский монархизм» пережил СССР и стал основой для так называемых «красно-коричневых» в 1990-х, само это колористическое название было конечно им навязано их противниками — западными либералами. Но в 1990-х такая позиция была довольно маргинальной, считалось, что страна идет в совсем другую сторону, а при Путине этот набор идей и символов стал более приемлемым и сейчас его эксплуатируют самые разные субкультуры и движения. «Настоящий коммунист не масон, не сионист!» — смешной лозунг из 1990-х сегодня стал гораздо более распространенной позицией в обществе. Хотя, как я уже говорил выше, у «советской ностальгии» могут быть тысячи лиц, от самых космополитических и футуристических до самых реакционных и имперских. «Советское» — это просто язык затонувшей Атлантиды, на котором можно сегодня сказать вообще всё, что угодно, да и саму эту Атлантиду в своем сознании можно воображать себе, как кому нравится и удобно. Но почему столь многие и столь разные люди прибегают сегодня для самопонимания именно к этому языку? Потому что «советская Атлантида» во всех версиях и у самых разных людей ассоциируется сегодня с величием нашей цивилизации, с её высшим взлетом, с историческим акме. Особенно на фоне нынешнего ничтожества путинской эпохи это очевидно. Люди просто спрашивают себя: ну хорошо, с советским проектом покончено, но ради чего? Что мы получили вместо советского социализма? Нравится ли нам этот обмен? И путинистская пропаганда, кстати, как может, эксплуатирует эти настроения, пытаясь изобразить такой «советизм без коммунизма» или иначе говоря, периферийный авторитарный предельно коррумпированный капитализм подкрасить советской краской парадов, знамен и ностальгических сериалов».

АКТ НЕПОВИНОВЕНИЯ

«Я призываю все народы, все города, все республики присоединиться к акту неповиновения этой власти, чтобы вернуть правовое поле Советского Союза!» — с таким призовым выступил осетинский общественный деятель и оперный певец Вадим Чельдиев в своем ролике на YouTube, тем самым сумев собрать своих сторонников, организовать и возглавить в апреле этого года самый массовый несанкционированный протест против режима самоизоляции во Владикавказе. Чельдиев обвинял власти в том, что эпидемия коронавируса была выдумана правительством РФ для того, чтобы отобрать у граждан их права и свободы. Сам Чельдиев накануне митинга был арестован, но тысяча его сторонников уже вышли к зданию Правительства и Парламента Северной Осетии. Силовики предприняли неудачную попытку разгона демонстрантов, пустив в ход резиновые дубинки, но в ответ встретили ожесточенное сопротивление и были закиданы камнями. Уже к вечеру количество протестующих возросло до трех тысяч человек. Митинг все же разогнал ОМОН с применением спецсредств, 14 человек были арестованы, а Чельдиев до сих пор за решеткой, но тут возникает закономерный вопрос: как «советским гражданам» удалось инициировать и возглавить крупнейший социальный протест за время режима самоизоляции?

«Мы можем заметить очевидную активизацию «советских граждан», ведь случаев, в которых они начинают проявлять протестную активность, становится все больше. Этот их апрельский демарш как раз очень показательный, – считает Алексей Сахнин. – «Они начинают собираться в различные протестные группы, участвовать в социальных акциях. Это тревожный звонок. Я думаю, что это также связано с эпидемией и кризисом, который она вызвала. Эпидемия ведь ударила в первую очередь по низам. Они и без того чувствовали себя очень плохо, их социальное самочувствие было ниже плинтуса. Оно было настолько невыносимым, что заставляло людей мигрировать в эту несуществующую страну. А эпидемия этих людей из рабочего класса оставила без источников к существованию. Многих оставила на улице, ведь те, кто жил в больших городах, снимали жилье. По этим людям вирус ударил сильнее всего, можно считать, что это была болезнь бедняков. Люди увидели воочию уровень нашей медицины, увидели, как тысячи людей задыхаются в переполненных коридорах больниц. Все это усиливало брожение внутри социальных низов. Это превращает их из лояльного балласта современной политической системы в носителей угрозы».

Новые «советские граждане» включились в различные социальные протесты, в борьбу против строительство мусорных и других полигонов по всей стране. Они проявляли особую активность в эколагерях и сходах в Шиесе, Тимохово, Находке. В протестах против строительства завода минеральных удобрений в Находке, например, очень активна организация «Профсоюз «Союз ССР»». Это еще одна достаточно известная организация «советских граждан», возглавляемая петербуржцем Сергеем Демкиным. У них множество сторонников и отделений по всей стране, но широкую известность они получили за отказ оплачивать коммунальные услуги и многочисленные судебные тяжбы. Стать членом этого «профсоюза» можно за вступительный взнос в тысячу рублей, и ежемесячную оплату в 200 рублей прямым переводом на банковскую карту. Именно они стали инициаторами забастовки против строительства завода минеральных удобрений в Находке.

«Наш профсоюз международный, уже месяца три мы состоим в «международной ассоциации профсоюзов», поэтому имеем право действовать по конвенциям от ООН, – рассказывает нам Лариса, активистка «Профсоюза «Союз ССР»» из Находки, – Наш профсоюз представляет самих граждан, и выступает с их защитой. Дело в том, что до пандемии и нашей проблемой с НЗМУ (Находкинским заводом минеральных удобрений) мы занимались тем, что бесплатно помогали людям доводить до суда их проблемы, от которых в свое время отвернулись местные органы власти. Все эти проблемы были закинуты в дальний угол и люди не видели никакой поддержки. Соответственно, профсоюз в лице нашей активной группы, всегда их поддерживал и помогал. Проводили расследования, например, и все это было на безвозмездной основе. На данный момент, профсоюз выступает в поддержку граждан Находки, потому что люди против строительства этого завода. По федеральному закону, который подписал президент Путин, наш Приморский край отдан под промзону. Но наш край должен быть под защитой Гринпис, потому что аналогов ему нет: у нас, например, растут растения эндемики, таких растений больше нет нигде на планете Земля! Это огромное количество краснокнижных растений и животных, очень богатые акватории. По этой причине наш профсоюз и встал на защиту здоровья людей и животных. Так как у нас в уставе не прописана защита экологии, мы вывернулись немного наизнанку и встали на защиту непосредственно здоровья граждан».

Советский Союз, считает Людмила, сегодня единственная альтернатива современной России: «Обратим внимание на Китай. В свое время Китай принял конституцию 36 года, над которой работал наш товарищ Сталин. Посмотрите, к чему это привело! Китай выводит сейчас все заводы, очищает свою территорию от загрязнений. Что они сделали, когда была эта якобы пандемия, мы и так все видели. Я не отрицаю существование коронавируса, но называть его COVIDом было большой оплошностью…COVID это программа по утилизации населения, всю эту информацию можно найти в открытом доступе. Но вернемся к ситуации с Китаем…Так как в Конституции 36 года прописано, что все производство обязано принадлежать непосредственно самому Китаю, они сделали это. Они опустили акции этих предприятий, мы все знаем большинство предприятий было из США, Японии, Франции, Кореи, Италии…со всех этих стран были построены заводы по производству. Китай перекрыл границы, он опустил акции ниже нуля и скупил все просто за дарма. Мы можем долго говорить об экономике Китая, но их успех исходит исключительно из той самой конституции. Вот с этого момента мы можем спокойно рассуждать о том, почему именно советские законы и законодательство нам может в этой ситуации помочь. Мы все прекрасно знаем что РФ прекратила свое существование в 17 году 31 декабря. А 1 января 18 года появилось ООО «Россия». Мы все это прекрасно знаем, и если мы будем отслеживать каждый подзаконный акт, и те законы, которые они изменяют.., а они изменяют их практически каждый день: что-то новое вносят, что-то старое убирают – мы видим прекрасно что у нас происходит. Возьмем даже изменения в конституцию, начиная с того, что они уже в конституцию прописали, что не являются правопреемниками СССР. Соответственно, Советское законодательство сейчас превалирует над РФским законодательством!»

По мнению Людмилы, репрессии со стороны властей неизбежны, потому что они прекрасно осознают и понимают, что на самом деле происходит: «Люди пробуждаются, тема захвата власти поднимается все чаще, и им нужны показательные порки. На данном этапе у нас это происходит в городе Находка. Лично мое мнение, например то, что корреспондент Анна Шарипова регулярно освещает в своих материалах, что мы граждане Советского Союза, и люди уже задумываются: а правда ли, что мы живем в СССР, РСФСР по сей день».

Правда, не все члены этого профсоюза так гуманны к интересу со стороны журналистов. Упомянутую Людмилой выше корреспондентку Анну Шарипову члены профсоюза насильно выгнали с митинга против строительства завода минеральных удобрений, после того как местный глава «Профсоюза ССР» Владимир Беляев в мегафон высказался о том, что корреспондентка позорит организацию. После этого, по словам Шариповой, протестующие оттеснили ее силой и несколько раз ударили. Этот инцидент произошел уже после нашей беседы с Людмилой, а Владимир Беляев просто проигнорировал наши вопросы.

82b1fd5706b464aa05eeb8f0945c7608.jpg

РАСПЛАТА

Активно растущая протестная активность новых «советских граждан» не могла остаться незамеченной так называемыми правоохранительными органами. Только за весну и начало лета этого года против «советских граждан» возбудили более 10 уголовных дел, и по мнению исследователей этого феномена, количество их последователей растет, а значит будут ужесточаться и репрессивные меры.

«Очевидно, что у правоохранительных органов есть некая разнарядка. Трудно представить, что без такой разнарядки сразу появляется столько дел, – считает Алексей Сахнин, – они ведь очень выросли численно, их стало очень много. В Пензе, например, по их данным, около двух тысяч членов этого сообщества. Конечно, они не все активны, но тем не менее, столько сторонников нет ни у кого. Ни у Навального, ни у КПРФ нет такой развитой сети. Понятно, что это не политическая партия и очень рыхлая среда, но все же это огромная масса людей. Загляните в их паблики в Контакте, посмотрите видео на ютубе – там десятки тысяч людей смотрят полную околесицу, целый час с унылым и не харизматичным ведущим, и все это собирает тысяч сорок просмотров».

По мнению Алексея Цветкова, проблемы с законом у «советских граждан» и растущий интерес со стороны правоохранителей, вполне закономерное явление: «Граждане СССР» не признают над собой власти нынешнего российского государства и считают частными фирмами все его спецслужбы, получают советские паспорта, культивируют советскую же Конституцию. При общей устремленности «назад в СССР» даже в такой форме среди людей (самых разных возрастов, кстати) проявляется массовое неприятие капитализма в его нынешней российской версии и желание иного общества, построенного на иных принципах и стремящегося к иным целям. Пусть даже это желание и основано на фетишизации «законности», про которую ещё Маркс остроумно писал, что «любое право есть всего лишь узаконенное господство». Что касается вреда или пользы для реальных левых активистов, мне кажется, что левый активизм и эта ностальгическая советская субкультура лежат в разных, не пересекающихся плоскостях.

Левый активизм сегодня это борьба на рабочих местах, в профсоюзах, участие в экологическом протесте, участие в муниципальных выборах и массовых протестных компаниях против алчности и лжи правящего класса, распространение марксизма как современной критической теории, погружение в нынешнюю антибуржуазную протестную культуру и т.п. То есть левый активист признает себя гражданином существующего государства, борется за свои права, расширяет пространство этой борьбы, рассчитывает изменить это государство, его классовую природу и социальную политику, изменить не реформистским, так революционным путем. А «советский гражданин» не признает себя гражданином этого государства и живет в альтернативной реальности, сотканной наполовину из воспоминаний, наполовину из фантазмов, вместе со своими единомышленниками. Конечно, это не значит, что у него не может быть проблем с законом. Когда он начинает захватывать здания, игнорировать карантин и размахивать альтернативным советским паспортом, система, конечно, применит к нему силу в целях его «нормализации». Системе же абсолютно всё равно кого щемить, при авторитаризме достается и кришнаитам, и иеговистам и «советистам» и велосипедистам, потому что авторитаризм вообще с подозрением и аллергией относится к любой общественной самодеятельности, не санкционированной сверху. Всё, что не придумано самой властью в целях её алчного и лживого спектакля, воспринимается этой властью как потенциальная диверсия, как партизанская деятельность, за которой нужен контроль и укорот, а под каким флагом люди «выходят из зоны контроля» для системы вообще не важно».

По просьбе «Активатики», Алексей Сахнин составил нам политический портрет новых «граждан СССР»

Мои журналистские исследования на эту тему, показали, что есть две массовые категории людей, которые в этом часто участвуют: жертвы микрокредитований, которые очень развиты в регионах нашей страны и типаж мать-одиночка, женщина со средним образованием, попавшая в капкан этой социальной системы. Человек годами ищет любую работу, потому что ей нужно кормить ребенка. Эта работа оказывается какой-то из «серой» сферы. Например, одна моя респондентка работала в зале нелегальных игровых автоматов. Принимала деньги у клиентов, клала в кассовый аппарат. Получала за эту 24-часовую смену тысячу рублей. Эту контору накрыла полиция, хозяева откупились, а у нее уголовное дело. И вот эти полностью беззащитные люди, у которых совсем нет ресурсов, а их жизнь под прессом буржуазной России – всё это все загоняет их в угол. Поэтому они создают полностью аутентичную политизированную субкультуру. Её корявость – это свидетельство того, что мы живем, под собою не чуя страны, что все публичное пространство, с которым мы взаимодействуем, это пространство среднего класса, интеллигенции больших городов и офисного планктона вокруг нее. Нам совершенно не знакома огромная социальная толща под нами, которая или голосовала за Путина все эти годы, или сохраняла равнодушное молчание. И мы ей не знакомы. Они не идут ни в левые организации, ни к Навальному, вообще никуда – они испытывают глубокое недоверие ко всем. В этом я бы сравнил их с желтыми жилетам во Франции. Там были как крайне левые сторонники Меланшона, так и крайне правые сторонники Ле Пен, но в общем они не доверяли ни тем, ни другим. У них презумпция недоверия к политикам, так как вся эта система десятилетиями их игнорировала, и теперь воспринимается как полностью чуждая».

Recommended articles