Силиконовая дуделка | Павел Дуров — Семь причин не переезжать в Долину | Александр Назаров — Внесу свои пять копеек

By , in варяги on .

Семь причин не переезжать в Долину

Pavel Durov

Недавно вышел фильм Юрия Дудя о Кремниевой долине. В нем предприниматели-эмигранты рассказывают о преимуществах переезда в США.

Будучи знакомым со многими героями фильма Юрия лично, я заметил контраст между тем, что они декларируют на камеру, и тем, о чем говорят в личных беседах. От всех знакомых предпринимателей из сюжета я не раз слышал о минусах жизни в США. Сейчас один из них половину времени проводит на родине, другой фактически уже несколько месяцев как вернулся в Европу, третий разочаровался в американцах и строит вокруг себя “маленькую Россию”.

В целом, на камеру герои фильма демонстрируют одну очень американскую черту – обходить острые углы и концентрироваться на позитивных сторонах. Считаю своим долгом рассказать и о недостатках Америки для того, чтобы предостеречь новое поколение предпринимателей от повторения ошибок предшественников. Ниже – 7 причин, почему не стоит переезжать в Кремниевую долину.

1. Полицейское государство

Несмотря на имидж страны свободы, США – жесткое полицейское государство, которое является лидером по количеству людей, сидящих в тюрьмах. Процент заключенных в Америке в 10 раз выше, чем в Финляндии, Германии или Голландии. Если Вы думаете, что Вас это не коснется, я бы не был так уверен: как минимум один из предпринимателей, рекламирующих Долину в фильме, сам пострадал от несправедливых действий правоохранительных органов США и организованной за ним слежки. Как я рассказывал, мы в Telegram тоже сталкивались с давлением ФБР в ходе поездки в Сан-Франциско в 2016 году.

2. Недоступное здравоохранение

Система здравоохранения США – неэффективная и дорогая, в результате чего многие эмигранты летают лечиться в Восточную Европу – это выходит дешевле. В среднем, жители США не являются здоровыми: США находится на первом месте по ожирению среди развитых стран. Возможные причины этого – слабо регулируемая пищевая промышленность, низкая культура приема пищи и стресс.

3. Ограниченность культурной жизни

Кремниевая долина – это несколько деревень с ограниченной культурной жизнью. Ближайший город, Сан-Франциско,– тоже далеко не мегаполис, но обладает высоким уровнем преступности и большим количеством бездомных. Парадоксально, что Сан-Франциско – единственное место за всю историю моих путешествий, где на меня было совершено нападение днем в центре города.

4. Посредственное среднее образование

Качество среднего образования в США ниже, чем в остальных развитых странах. Америка занимает лишь 38 место по качеству обучения математике в школах (из 79 исследованных стран). Все победители чемпионатов мира по программированию, которые выступают за именитые американские вузы, – этнические китайцы, получившие образование в китайских школах и переехавшие в США. Несмотря на это, США занимает на этих соревнованиях первые места значительно реже, чем Китай или Россия.

5. Высокие налоги

США – страна высоких налогов, и успешные жители Калифорнии отдают более половины своего заработка государству. При этом США – единственное государство в мире, которое продолжает требовать подоходный налог со своих граждан даже после того, как они покинули страну. Паспорт Соединенных Штатов – это экономическое крепостное право, которое всегда с Вами независимо от того, в какой точке земного шара Вы живете. Конечно, можно пытаться отказаться от гражданства США, но – как показал печальный пример Олега Тинькова – и это не всегда работает. В Восточной Европе прямые налоги значительно ниже, чем в США, а в странах вроде ОАЭ и вовсе равны нулю.

6. Дороговизна разработки

Кремниевая долина – место высоких цен не только на недвижимость, но и на ведение высокотехнологического бизнеса. Сами предприниматели-эмигранты редко нанимают разработчиков из Кремниевой долины. Местные программисты дороги, избалованы и часто не могут сфокусироваться на работе из-за потока посторонних предложений и идей. В итоге эмигранты предпочитают сотрудничать с программистами и дизайнерами из Восточной Европы, но и это нередко дается им с трудом в силу 10-часовой разницы во времени. В этом смысле намного проще руководить разработкой из часового пояса, близкому к Восточной Европе или Индии.

7. Слабые перспективы рынка в XXI веке

Американский рынок – перегретый и зарегулированный сегмент мирового интернета, представляющий лишь 4% населения земли. Еще 10 или 20 лет назад казалось, что все глобальные проекты могут быть запущены только из Кремниевой долины, – и это было обосновано. Тогда США предоставляли собой самый большой единый интернет-рынок, и все новые проекты, такие как YouTube и Instagram, было проще запускать именно оттуда.

В последние годы это уже не так: самые крупные истории успеха в социальных медиа возникают как раз за пределами Кремниевой долины. В качестве примера можно привести TikTok с 800 миллионами пользователей, или Telegram с 400 миллионами активных пользователей. На прошлой неделе индийский образовательный стартап Byju достиг капитализации в 10 миллиардов долларов. Это закономерно: сегодня Индия, а не США, представляет собой самый крупный открытый интернет-рынок. Не случайно доля индийских пользователей в Telegram превышает долю пользователей из любой другой страны. Мы рады, что наша штаб-квартира расположена относительно недалеко от этой страны, а не на обратной стороне земного шара.

Заключение

США не является лучшим местом ни для жизни, ни ведения IT-бизнеса. Уверен, что при наличии выбора всем желающим покинуть Восточную Европу обязательно стоит рассмотреть другие варианты.

Права и свободы человека намного лучше защищены в странах Северной и Центральной Европы, а экономический рост в XXI веке сосредоточен в странах Азии. Америка все еще способна приманить часть уже состоявшихся предпринимателей и разработчиков со всего мира дешевыми деньгами инвесторов, но переезд в США сегодня – сродни покупке актива на пике стоимости.

цинк


Александр Назаров — Силиконовая дуделка


У Дудя вышел новый фильм про волшебное место на Земле — Кремниевую долину в Калифорнии.

Основной пафос картины: Долина — это волшебное место с волшебными воздухом и энергетикой, где волшебные предприниматели творят волшебную магию, которая приносит много денег и меняет мир. Всё это рассказывается через десяток личных историй успеха русскоязычных IT-предпринимателей. Много восторженной воды, но сам фильм снят динамично и интересно. Если вам не жалко 3 часа своего времени, рекомендую посмотреть.

Тем не менее, когда я вижу такую однобокую подачу успешного успеха (в фильме нет историй провалов и совсем не говорится о жизни в Долине тех, кто не связан с IT), то во мне просыпается мой внутренний Адам, который хочет всё испортить (“Adam Ruins Everything”).

Фильм называется «Как устроена IT-столица мира», внесу свои пять копеек.

1. Конкуренция и свободный обмен идеями — главные составляющие секрета успеха Кремниевой долины (по фильму). Звучит красиво! Но сразу встаёт вопрос: сегодня мы живем в мире интернета и рыночной экономики, в мире конкуренции и обмена идеями, почему новые Кремниевые долины не растут как грибы после дождя?

Потому что в реальности Долина достигла своего доминирования в мире высоких технологий с помощью не-рыночных механизмов. В 50-60-х годах компании в Долине выполняли военные гос.заказы. 20 лет государство заваливало их жирными контрактами на разработку разной электроники. На сайте Стэнфордского университета есть презентация Hidden in Plain Sight: The Secret History of Silicon Valley[1], где можно посмотреть долю гос и частных инвестиций в Долину (спойлер: венчурного капитала либо нет, либо он меньше стат.погрешности). При этом компании могли использовать наработанные за счёт государства технологии в коммерческих целях. Поэтому когда они вышли на рынок, то у них уже были на руках технологии и накопленный жирок от гос.подрядов.

Немаловажно, что когда эти компании выходили на коммерческий рынок, у них не было серьёзных конкурентов. Поэтому они собрали все сливки, получая фантастическую (даже по сегодняшним меркам) прибыль.

Подводя итог, Кремниевая долина — это не «атмосфера инноваций» — это огромные прибыли на основе технологий, разработанных на деньги военных в первые 20 лет. Конкуренция и обмен идеями пришли туда значительно позже. А сначала было госфинансирование.

Кстати, такую же стратегию пытались использовать в Сколково (завалить высокотехнологичный бизнес госденьгами) в надежде получить свою Долину. Результат мы знаем.

2. Дух предпринимательства здесь летает в воздухе. Эта мысль повторяется на протяжении всего фильма. Со слов успешных миллионеров, мы узнаём, что и водитель Убера, и бариста в кофешопе — все имеют в голове стартап-идею и мечтают стать предпринимателями. Про людей вне IT в фильме вообще ничего нет, лишь изредка в репликах героев проскакивает, что всё же лучше не выходить за пределы кампусов IT-гигантов и респектабельных бизнес-районов. Значит не все так радужно в Долине будущего?

С началом последнего IT бума в Долине жизнь людей, не связанных с IT, серьезно поменялась. Приток в Калифорнию тысяч высокооплачиваемых специалистов взвинтил цены на жилье и сама жизнь стала невыносимо дорогой. Даже сами айтишники с их космическими зарплатами жалуются на дороговизну Кремниевой долины.

Для контраста. В фильме один из героев говорит, что для комфортной жизни нужно получать не меньше $500.000 в год на семью. Средний доход семейства в США ровно в 10 раз меньше — $50-60К. Минимальная ставка в Сан-Франциско — $15.56 в час. Или ~$30К в год минус налоги.

Фактически сегодня местные жители и комьюнити поставлены перед выбором: либо становиться айтишниками и жить более или менее прилично, либо обслуживать «королей 21 века» и кое-как сводить концы с концами, либо проваливать из мест, где они родились и выросли.

Ну ещё местные жители иногда протестуют против IT-гигантов. Можете почитать про San Francisco tech bus protests[2].

3. Про рядовых айтишников в фильме тоже ничего нет, хотя про их тяжёлые условия работы, выгорание и токсичную культуру АйТи стартапов/компаний уже написано немало. От стресса и давления культуры impact’а и продуктивности инженеры периодически пытаются создавать профсоюзы и даже выходят из офисов в окно. Я уже писал, как гугл борется с профсоюзом[3] и как сотрудники кончают жизнь самоубийством[4]. Жизнь рядовых айтишников, безусловно, более комфортная, чем обычных американцев, но далека от той радужной картины, что рисует нам фильм Дудя.

И ещё. За комфортом и уютом кампусов IT-гигантов стоят тысячи «невидимых» людей, которые убирают, готовят и всячески обслуживают ценных сотрудников. У них нет свободного графика, они не получают никаких бенефисов от IT-рая, они обязаны носить униформу и всегда улыбаться. За более чем скромное вознаграждение.

И всё это тоже часть Кремниевой долины, о которой нам не расскажут успешные визионеры.

Можно ещё добавить про надувающийся пузырь, что многие даже успешные стартапы не окупаются, но все равно поднимаются за счёт спекулятивных ожиданий, но пост итак уже вышел за все разумные рамки.

Тем не менее, фильм рекомендую посмотреть, чтобы понимать, как видят мир Силиконовой долины те, кто оказались на верху пирамиды.

[1] p.84 https://web.stanford.edu/…/Secret_History_Stanford…
[2] https://en.wikipedia.org/…/San_Francisco_tech_bus_protests
[3] https://t.me/nyhistory/1673
[4] https://t.me/nyhistory/1576

И отдельно: статья, подробно показывающая, почему в России не будет своей Долины (нет, не потому, что место проклято). Must read: https://habr.com/en/post/218171/


по ссылке — годная ветка комментов
Recommended articles